TCS — что это и как работает?
Многие начинающие водители в начале своего приключения с моторизацией задаются вопросом, как это возможно, чтобы машину не заносило зимой при ускорении и она хорошо справлялась с сильным дождем, сохраняя правильную скорость. Все это благодаря системе контроля тяги, сокращенно TCS (Traction Control System) или ASR (Antriebsschlupfregelung, букв. «Контроль пробуксовки»). Как работает TCS и в чем ее преимущества?
Что такое TCS?
Система контроля тяги TCS относится к группе систем AVCS, то есть Advanced Vehicle Control Systems. Основная задача TCS — не допустить чрезмерного пробуксовки колес при разгоне, что проявляется в их пробуксовке. Система TCS является элементом ESC, то есть системы стабилизации.
Эта система также может способствовать улучшению тяги автомобиля при движении по кривой. Обычно такие системы работают только на низких скоростях, но инженеры уже разрабатывают версии, которые в конечном итоге будут выполнять свою роль во всем диапазоне скоростей. TCS и ABS — важнейшие системы, обеспечивающие безопасность водителя и других участников дорожного движения.
Стоит знать, что система контроля тяги TCS имеет разные названия. В таких концернах, как Mercedes, Volkswagen, Fiat и Rover, в технической спецификации используется обозначение ASR. В моделях Ford, Saab, Mazda и Chevrolet тяговая система будет сокращаться как TCS, а Toyota использует название TRC (Track Control). Баварский производитель спортивных автомобилей BMW использует названия ASC + T и dsc.
TCS — принципы работы антипробуксовочной системы
Когда TCS обнаруживает занос одного из колес или осей, он снижает их скорость, нажимая на тормоза или задерживая зажигание. В качестве альтернативы это может привести к закрытию дроссельной заслонки. Обычно система контроля тяги TCS выбирает один способ поворота колеса или оси. Система TCS предназначена для удержания автомобиля на обозначенной трассе.
Система использует датчики для регистрации скорости вращения колес автомобиля. Блок управления всем процессом тяги быстро реагирует и выбирает решения, которые могут принести желаемый эффект как можно быстрее. TCS избегает блокировки колес, поэтому автомобиль сохраняет максимально возможную управляемость во время маневров заноса. Дополнительной поддержкой системы TCS в современных автомобилях является временное снижение крутящего момента двигателя. В автомобилях с бензиновым двигателем это делается с помощью дроссельной заслонки, а в автомобилях с дизельным двигателем — с помощью Common Rail.
TCS — можно ли отключить эту систему?
Производители автомобилей не советуют отключать антипробуксовочные системы в повседневных ситуациях. Отключение TCS имеет смысл только тогда, когда вы хотите кататься в спортивном режиме на закрытом объекте или при выходе, например, из большого сугроба. Затем отключение TCS помогает ведущему мосту свободно вращаться.
Сбои TCS
Как и другие системы помощи при повседневном вождении, TCS может сломаться. Если вы заметили, что система контроля тяги неисправна или на приборной панели загорелся соответствующий индикатор, стоит посетить механика, который проверит любые ошибки на диагностическом компьютере.
Очень часто причиной выхода из строя TCS является неправильная работа одного из датчиков. Однако это не всегда так. В комплекте с дорогостоящей заменой компонента антипробуксовочной системы. Механик очистит датчик и проверит все кабели, подключенные к системе. Однако, если модуль управления TCS выйдет из строя, придется покупать новый компонент.
Система контроля тяги TCS, безусловно, является очень хорошей защитой для каждого водителя в любой дорожной ситуации, независимо от погодных условий. Если мы позаботимся о датчике антипробуксовочной системы, а также исправных шинах и исправном техническом состоянии тросов, мы обязательно получим удовольствие от безупречной работы TCS.
Автор: Игорь Гурин
Traction Control System (TCS, ASR; A-TRAC; TRC) Система контроля тяги / Антипробуксовочная система (ASR; A-TRAC; TCS; TRC).
Система использует комбинацию тормозов и/или управления двигателем для максимизации доступной тяги на скользких или рыхлых дорожных поверхностях. Она предупреждает пробуксовку колес во всём диапазоне скоростей автомобиля:
1) при низких скоростях движения (от 0 до 80 км/ч) система обеспечивает передачу крутящего момента за счёт подтормаживания ведущих колёс;
2) при скорости выше 80 км/ч усилия регулируются за счёт уменьшения передаваемого от двигателя крутящего момента.
На основании сигналов датчиков частоты вращения колес блок управления ABS/ASR определяет следующие характеристики:
-угловое ускорение ведущих колёс;
-скорость движения автомобиля (на основании угловой скорости неведущих колёс);
-характер движения автомобиля — прямолинейное или криволинейное (на основании сравнения угловых скоростей неведущих колёс);
-величину проскальзывания ведущих колёс (на основании разницы угловых скоростей ведущих и неведущих колёс).
В зависимости от текущего значения эксплуатационных характеристик производится управление тормозным давлением или управление крутящим моментом двигателя.
Глоссарий Traction Control System (TCS, ASR; A-TRAC; TRC)
TCS в автомобиле: что это такое
Аббревиатура TCS расшифровывается как Traction control system и обозначает систему контроля тяги или антипробуксовочную систему. Данная система имеет более чем 100-летнюю историю, на протяжении которой она в упрощенном виде сначала использовалась не только на автомобилях, но и на паровозах и электровозах.
Глубокий интерес автопроизводителей к TCS-системе появился только во второй половине 60-х годов ХХ ст., что обусловлено приходом в автопром электронных технологий. Мнения по использованию Traction Control System не однозначны, но, несмотря на это, технология прижилась и уже около 20 лет активно используется всеми ведущими автоконцернами. Итак, что такое TCS в автомобиле, зачем нужна эта система и почему получила такое широкое применение?
Зачем нужна система TCS
Электрогидравлическая противобуксовочная система TCS входит в число систем активной безопасности автомобиля и отвечает за предотвращение пробуксовки ведущих колес на влажных и иных покрытиях со сниженной сцеплением. Её задача состоит в стабилизации, выравнивании курса и улучшении сцепления с дорожным полотном в автоматическом режиме на всех дорогах независимо от скорости.
Срыв колес в скольжение происходит не только на мокром и обмерзшем асфальте, но и при резком торможении, старте с места, динамичном разгоне, прохождении поворотов, езде по участкам дорог с разными сцепными характеристиками. В любом из этих случаев система контроля тяги соответственно отреагирует и предупредит возникновение аварийной ситуации.
Об эффективности Traction control system говорит тот факт, что после её апробации на скоростных болидах «Феррари» она была принята на вооружение командами Формулы-1 и сейчас очень широко используется в автоспорте.
Как работает система TCS
TCS не является принципиально новым и независимым введением, а лишь дополняет и расширяет возможности небезызвестной ABS – антиблокировочной системы, предотвращающей блокировку колес во время торможения. Противобуксовочная система успешно использует те же элементы, которые есть в распоряжении ABS: датчики на ступицах колес и блок управления системой. Главная её задача – не допустить потери сцепления ведущих колес с дорогой при поддержке гидравлики и электроники, контролирующих систему торможения и двигатель.
Процесс работы системы TCS выглядит следующим образом:
- Блок управления постоянно анализирует скорость вращения и степень ускорения ведущих и ведомых колес и сравнивает их. Резкое ускорение одного из ведущих колес расценивается системным процессором как потеря сцепления. В ответ он воздействует на механизм торможения этого колеса и выполняет его принудительное притормаживание в автоматическом режиме, что водитель только констатирует.
- Помимо этого TCS оказывает влияние и на двигатель. После поступления сигнала об изменении скорости вращения колес от датчиков в блок управления ABS, он посылает данные на ЭБУ, который отдает команды другим системам, вынуждающим двигатель уменьшать тяговое усилие. Мощность двигателя снижается за счет задержки зажигания, прекращения искрообразования или уменьшения подачи топлива в каком-то цилиндре, а кроме этого может прикрываться дроссельная заслонка.
- Новейшие противобуксовочные системы способны также влиять на работу дифференциала трансмиссии.
Возможности систем TCS определяются сложностью их устройства, исходя из чего они вносят коррективы в работу лишь одной из систем автомобиля или нескольких. При многостороннем участии система антипробуксовки может использовать разные механизмы влияния на дорожную ситуацию, включая для этого наиболее подходящую в данных условиях систему.
Читайте также: Что такое ESP и как оно работает.
Мнения и факты о TCS
Хотя многие опытные водители отмечают, что антипробуксовочный механизм несколько снижает производительность авто, для малоопытного автолюбителя Traction control system – незаменимый помощник, особенно когда контроль над дорожной ситуацией, например во время плохой погоды, теряется.
При желании TCS отключается специальной кнопкой, но перед этим стоит еще раз вспомнить список тех преимуществ, которые при отключении становятся недоступными:
- упрощение старта и хорошая общая управляемость;
- высокая безопасность при прохождении поворотов;
- предотвращение заносов;
- снижение рисков при движении по льду снегу и мокрому асфальту;
- замедление износа резины.
Использование антипробуксовочной системы несет и некоторую экономическую выгоду, поскольку на 3-5% снижает расход топлива и увеличивает ресурс двигателя.
Читайте также: Система ASR в автомобиле — устройство и принцип работы.
Антипробуксовочная система(TCS)
Антипробуксовочная система существует больше 100 лет. Изначально применялась в поездах и уже больше 20 лет используется автопроизводителями. TCS называется антипробуксовочная система в автомобилях марки Honda. В других марках такая система тоже есть, только называется она по-другому. В Audi-ASR, Volvo- STC, а в Toyota-TRC. В независимости какое имеет она название, система выполняет одну и ту же функцию. Не позволяет буксовать колесам во время старта, перестроения или во время плохой погоды.
Как работает противобуксовочная система.
Установленные датчики контролируют колеса и их сцепление с дорогой. Если одно из колес начинает проскальзывать, то система срабатывает и устраняет плохое сцепление с дорогой. Если скорость небольшая, то подтормаживают ведущие колеса. При большой скорости задействуется двигатель. Могут быть задействованы даже два способа вместе.
Антипробуксовочная система включает в себя:
1. Датчики, которыми оснащены колеса. Они определяют положения колес и передают информацию в блок управления.
2. Блоки управления двигателем и антипробуксовочной системой.
4. Клапана высокого давления и электромагнитные, они управляют торможением. Ими оснащаются только ведущие колеса.
5. Насос создает давление и подает тормозную жидкость.
Для удобства некоторыми производителями предусмотрено отключение этой системы. Для этого имеется кнопка на приборной панели. После отключения загорается значок на приборной панели.
Помощь от системы смогут ощутить не только опытные водители, но и те которые только недавно получили водительские права. Во время старта, особенно на обледенелой дороге автомобиль движется прямо. Шины меньше подвержены износу. Система снижает нагрузку с АКПП, тем самым продлевая ей срок службы. Ведь всем известно, что пробуксовка негативно влияет на АКПП. Так же водитель более уверено и безопасно чувствует себя во время поворотов.
Недостатки антипробуксовочной системы.
Когда колесо попадает в колею, то без пробуксовки выбраться не получится. Стоит отметить, что современные производители предусматривают отключение системы. Если отключение не возможно, то автовладельцы приноровились вытаскивать соответствующий предохранитель. Так же в некоторых условиях антипробуксовочная система влияет на снижение производительности двигателя. Тем самым не дает возможность полностью контролировать управление автомобилем.
Антипробуксовочная система широко распространена не только в России, но и в других странах. Благодаря антипробуксовочной системе удалось уменьшить аварии на дорогах. Повысить уровень комфорта и безопасности при вождении.