Как снять гбц на змз 402
Перейти к содержимому

Как снять гбц на змз 402

  • автор:

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Головку цилиндров снимаем для ремонта, для замены прокладки под головкой и для полного ремонта двигателя.

Все операции условно описываем на двигателе, который уже снят с автомобиля.

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Снимаем наконечники проводов со свечей зажигания.

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Откручиваем и снимаем свечи зажигания

Отсоединяем трубку отвода картерных газов

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Отсоединяем шланг вакуумного регулятора датчика-распределителя зажигания.

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Снимаем корпус воздушного фильтра и карбюратор

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Торцевым ключом или головкой на 10 выворачиваем шесть болтов крышки головки блока

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Снимаем крышку головки блока цилиндров

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Снимаем уплотнительную прокладку крышки ГБЦ

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Ключом на 13 откручиваем две гайки боковых стоек оси коромысел

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Ключом или головкой на 17 откручиваем последовательно четыре гайки стоек оси коромысел.

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Извлекаем ось коромысел со шпилек (можно поддеть аккуратно отверткой).

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Вынимаем по очереди восемь штанг толкателей.

При этом нужно маркировать штанги или положить их в ряд и запомнить положение, чтобы при сборке установить все штанги на свои места.

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Головкой на 17 отворачиваем последовательно десять гаек крепления головки.

Желательно откручивать в обратной последовательности затяжки (смотрим по рисунку последовательность затяжки гаек).

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Вынимаем головку цилиндров (При извлечении нельзя поддевать головку отверткой или другим инструментом в сопрягаемой плоскости)

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Извлекаем прокладку головки блока цилиндров

Последовательность затяжки гаек ГБЦ показана на рисунке.

Устанавливаем головку в обратной последовательности, предварительно промазав прокладку головки блока цилиндров графитовой смазкой и надев ее на шпильки блока.

Гайки крепления головки блока затягиваем в два этапа:

  • 1-й этап — 40–60 Нм (4,0–6,0 кгс·м);
  • 2-й этап — 83–9,0 Нм (8,3–9,0 кгс·м).

Снятие головки блока ЗМЗ 402, часть вторая.

И так, сегодня удалось расшатать и оторвать от блока, процесс очень нудный, т.к. насильственные действия с мягким металлом чреваты посещением пункта приема металлолома, в общем, процесс заключается в следующем, проливаем все соприкасающиеся части головки с блоком ВД-40, и начинаем раскачивать головку со стороны термостата, приподняли на 0.5мм, брызнули в щель ВДшкой, забиваем обратно, примерно с 20ого раза удалось тонким обойным ножом подрезать прокладку, попробовал выкрутить 3 шпильку, пошла легко, предварительно накрутил на шпильки гайки и простучал с боков молотком, без фанатизма, старался раскачивать со всех сторон, с водительской стороны удобно монтажкой за колодец свечи, с правой стороны давил домкратом как видно на фото, и конечно монтажкой между термостатом и помпой, отвертки в образовавшиеся щели не забивал, и вам не советую, только вставлял от руки для фиксации, что бы пролить ВДшкой и прорезать ножом, убил на эту процедуру 6 часов, проблема в том, что вторая от черепахи в правом ряду шпилька проходит через рубашку охлаждения ГБЦ, при эксплуатации на воде, на шпильке образуется накипь, которая и не дает сдернуть головку со шпилек, и завольцованные гайками отверстия для шпилек в ГБЦ, в общем головку снять со шпилек пока не удалось, только расшатать, и судя по свободному ходу головки на шпильках, держит только одна, «ТАНЦЫ С БУБНОМ» продолжаются!

Фото в бортжурнале УАЗ 3909Фото в бортжурнале УАЗ 3909Фото в бортжурнале УАЗ 3909Фото в бортжурнале УАЗ 3909Фото в бортжурнале УАЗ 3909 Фото в бортжурнале УАЗ 3909

28 мая 2016 Метки: своими руками

Как снять и установить головку цилиндров ЗМЗ — 402

Если головка блока снимается с двигателя, установленного на автомобиле, нужно предварительно выполнить следующие операции:

Снятие:

  • — слить жидкость из системы охлаждения;
  • — снять воздушный фильтр с карбюратора;
  • — отсоединить шланги от термостата;
  • — отсоединить провод от датчика температуры охлаждающей жидкости;
  • — отсоединить провода от микровыключателя на карбюраторе;
  • — отсоединить от карбюратора тягу воздушной заслонки и тягу привода акселератора;
  • — отсоединить от карбюратора шланг слива топлива;
  • — отсоединить шланги от электромагнитного клапана ЭПХХ, установленного на щите передка;
  • — отсоединить вакуумный шланг усилителя тормозов от штуцера на впускной трубе;
  • — отсоединить отводящий шланг отопителя от штуцера на задней крышке головки блока.

Как снять и установить головку цилиндров ЗМЗ-402

Снять наконечники с проводами со свечей зажигания и вывернуть свечи 1.

Отсоединить шланг 3 от фильтра тонкой очистки топлива.

Отсоединить от карбюратора вакуумный шланг 2 вакуум-корректора распределителя зажигания.

Как снять и установить головку цилиндров ЗМЗ-402

Отсоединить шланг 3 вентиляции картера от патрубка на крышке коромысел.

Отвернуть шесть болтов 1 и снять крышку 2 коромысел вместе с прокладкой.

Как снять и установить головку цилиндров ЗМЗ-402

Отвернуть гайки 1 и снять ось 2 с коромыслами клапанов и стойками в сборе.

Вынуть штанги 4 толкателей клапанов.

Отвернуть гайки 3 и снять головку блока 5 и прокладку головки.

При этом не рекомендуется забивать между головкой блока и блоком цилиндров отвертку или какой-либо другой инструмент, так как можно повредить поверхность головки блока, прилегающую к блоку, или поверхность блока цилиндров

Зафиксировать гильзы цилиндров, надев на шпильки крепления головки широкие шайбы так, чтобы они перекрывали соседние гильзы.

Затем надеть на шпильки подходящие отрезки трубок и притянуть их гайками крепления головки блока.

Разборка:

Как снять и установить головку цилиндров ЗМЗ-402

Отвернуть гайки 1 и снять корпус 2 термостата с крышкой в сборе.

Как снять и установить головку цилиндров ЗМЗ-402

Отвернуть шесть гаек 1 и снять впускную трубу 2 с выпускным коллектором 3 1-го и 4- го цилиндров.

Как снять и установить головку цилиндров ЗМЗ-402

Отвернуть гайку 1 и снять выпускной коллектор 2, 2-го и 3-го цилиндров с головки блока цилиндров

Как снять и установить головку цилиндров ЗМЗ-402

Отвернуть болты 1 и снять крышку 2 с прокладкой с заднего торца головки блока цилиндров

Пометить клапаны номером цилиндра, чтобы при сборке головки блока цилиндров установить их на свое место.

Как снять и установить головку цилиндров ЗМЗ-402

Установить на головку блока специальное приспособление для сжатия пружин клапанов.

Сжав пружины клапана с помощью приспособления, вынуть сухари 1 клапана.

Затем, постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, полностью разжать пружины клапана.

Снять приспособление с головки блока.

Снять пружины 3 клапана с тарелкой 2 пружин.

Перевернуть головку блока цилиндров и вынуть клапан со стороны камеры сгорания.

Как снять и установить головку цилиндров ЗМЗ-402

Снять маслоотражательные колпачки 1 с направляющих втулок клапанов и опорные тарелки 2 пружин клапанов.

Как снять и установить головку цилиндров ЗМЗ - 402

Вынуть шплинты 1 и снять с оси 5 коромысел стойки 3 оси, коромысла 2 клапанов и распорную пружину 4

Осмотр, дефектовка и ремонт

После разборки головки блока промыть все детали в бензине, протереть и просушить. Очистить камеры сгорания от нагара.

Осмотреть головку блока. Если есть трещины на перемычках между седлами клапанов или на стенках камер сгорания, следы прогара, заменить головку блока.

Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскостность поверхности головки, прилегающей к блоку.

Для этого линейку поставить ребром на поверхность головки, посередине вдоль, а затем поперек и щупами измерить зазор между плоскостью головки и линейкой.

Если зазор превышает 0,1 мм, головку заменить.

При обнаружении на рабочей фаске клапана трещин, коробления головки клапана, прогорания, деформации стержня клапан заменить.

Незначительные риски и царапины на рабочей фаске клапана можно вывести притиркой.

Проверить состояние пружин клапанов. Искривленные, поломанные или имеющие трещины пружины заменить.

Проверить состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п.

Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.д.) можно вывести притиркой клапанов. Более значительные дефекты устраняют шлифовкой.

При шлифовке выдержать размеры седла, указанные на рисунке.

После шлифовки проверить биение фаски седла относительно отверстия в направляющей втулке клапана, предельно допустимое биение 0,05 мм.

После шлифовки седел притереть клапаны.

Затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах, закрываемых клапанами, и в камерах сгорания не осталось абразивных частиц.

Проверить зазор между направляющими втулками и клапанами.

Зазор вычисляется как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана.

Предельно допустимый зазор равен 0,25 мм.

Если зазор превышает указанный, нужно заменить клапан и направляющую втулку.

Старую втулку выпрессовывают с помощью оправки со стороны камеры сгорания.

Перед установкой новые втулки нужно охладить в двуокиси углерода («сухой лед»), а головку блока нагреть до 160–175°С.

Затем вставить втулку в головку блока так, чтобы она выступала со стороны клапанных пружин над головкой блока на 20 мм.

Втулка должна вставляться в головку свободно или с небольшим усилием.

После установки развернуть отверстие во втулке до диаметра 9,0 +0,022 мм.

Затем прошлифовать седло клапана, центрируя инструмент по отверстию во втулке.

Проверить головку блока на отсутствие трещин можно следующим образом.

Подвести к одному из отверстий рубашки охлаждения шланг для подачи сжатого воздуха.

Заглушить все отверстия в головке блока деревянными пробками.

Опустить головку в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм. В местах образования трещин будут выходить воздушные пузыри.

Прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом отверстия в оси коромысел, в коромыслах и в регулировочных винтах.

Проверить плотность посадки втулок в коромыслах.

Если втулка сидит не плотно, ее нужно заменить, так как во время работы двигателя она может провернуться и перекрыть отверстие для подачи масла к штанге толкателя.

Сборка

Собирают головку блока в порядке, обратном разборке.

Перед установкой смазать моторным маслом маслоотражательные колпачки, стержни клапанов и ось коромысел клапанов.

Устанавливают клапаны в соответствии с метками, сделанными при разборке.

Прокладку корпуса термостата и прокладку задней крышки головки блока установить на герметик типа «Гермесил».

Установка

Как снять и установить головку цилиндров ЗМЗ - 402

При установке головки блока рекомендуется заменить прокладку головки блока.

Установка головки блока производится в порядке, обратном снятию.

Момент затяжки 83–90 Нм (8,3– 9,0 кгс·м). После установки головки блока отрегулировать зазоры в приводе клапанов.

Устанавливают головку блока в порядке, обратном снятию.

Гайки крепления головки блока затянуть в два этапа:

  • 1-й этап — 40–60 Нм (4,0–6,0 кгс·м);
  • 2-й этап — 83–90 Нм (8,3–9,0 кгс·м).

ЗМЗ-402. Снятие головки блока цилиндров.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Снимаем карбюратор (см. Снятие карбюратора).
Снимаем впускной и выпускной коллекторы (см. Снятие коллекторов).
Отсоединяем от свечей наконечники высоковольтных проводов.
Снимаем крышку коромысел, ось коромысел и вынимаем штанги толкателей (см. Снятие оси коромысел и штанг толкателей).
Сливаем из двигателя охлаждающую жидкость (см. Замена охлаждающей жидкости).

Отсоединяем провод от датчика температуры охлаждающей жидкости.

ЗМЗ-402. Снятие головки блока цилиндров.

Отсоединяем шланги от термостата (см. Замена термостата).

Отсоединяем шланг от крана отопителя.

ЗМЗ-402. Снятие головки блока цилиндров.

Головкой “на 17” отворачиваем десять гаек…

ЗМЗ-402. Снятие головки блока цилиндров.

…и снимаем головку блока цилиндров…

ЗМЗ-402. Снятие головки блока цилиндров.

…вместе с прокладкой.

ЗМЗ-402. Снятие головки блока цилиндров.

Устанавливаем головку в обратной последовательности, предварительно натерев прокладку головки блока цилиндров графитовым порошком и надев ее на шпильки блока. Затягиваем гайки головки блока динамометрическим ключом до момента сопротивления 8,3–9 кгс.м, соблюдая порядок, указанный на рисунке.

Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *