Инструкция if-elif-else, проверка истинности, трехместное выражение if/else
Условная инструкция if-elif-else (её ещё иногда называют оператором ветвления) — основной инструмент выбора в Python. Проще говоря, она выбирает, какое действие следует выполнить, в зависимости от значения переменных в момент проверки условия.
Синтаксис инструкции if
Сначала записывается часть if с условным выражением, далее могут следовать одна или более необязательных частей elif, и, наконец, необязательная часть else. Общая форма записи условной инструкции if выглядит следующим образом:
Простой пример (напечатает 'true', так как 1 - истина):
Чуть более сложный пример (его результат будет зависеть от того, что ввёл пользователь):
Конструкция с несколькими elif может также служить отличной заменой конструкции switch - case в других языках программирования.
Проверка истинности в Python
- Любое число, не равное 0, или непустой объект — истина.
- Числа, равные 0, пустые объекты и значение None — ложь
- Операции сравнения применяются к структурам данных рекурсивно
- Операции сравнения возвращают True или False
- Логические операторы and и or возвращают истинный или ложный объект-операнд
Истина, если оба значения X и Y истинны.
Истина, если хотя бы одно из значений X или Y истинно.
Истина, если X ложно.
Трехместное выражение if/else
довольно короткая, но, тем не менее, занимает целых 4 строки. Специально для таких случаев и было придумано выражение if/else:
В данной инструкции интерпретатор выполнит выражение Y, если X истинно, в противном случае выполнится выражение Z.
Для вставки кода на Python в комментарий заключайте его в теги
- Модуль csv - чтение и запись CSV файлов
- Создаём сайт на Django, используя хорошие практики. Часть 1: создаём проект
- Онлайн-обучение Python: сравнение популярных программ
- Книги о Python
- GUI (графический интерфейс пользователя)
- Курсы Python
- Модули
- Новости мира Python
- NumPy
- Обработка данных
- Основы программирования
- Примеры программ
- Типы данных в Python
- Видео
- Python для Web
- Работа для Python-программистов
- Сделай свой вклад в развитие сайта!
- Самоучитель Python
- Карта сайта
- Отзывы на книги по Python
- Реклама на сайте
Что означает if в python
Условные конструкции используют условные выражения и в зависимости от их значения направляют выполнение программы по одному из путей. Одна из таких конструкций - это конструкция if . Она имеет следующее формальное определение:
if логическое_выражение: инструкции [elif логическое выражение: инструкции] [else: инструкции]
В самом простом виде после ключевого слова if идет логическое выражение. И если это логическое выражение возвращает True, то выполняется последующий блок инструкций, каждая из которых должна начинаться с новой строки и должна иметь отступы от начала выражения if (отступ желательно делать в 4 пробела или то количество пробелов, которое кратно 4):
language = "english" if language == "english": print("Hello") print("End")
Поскольку в данном случае значение переменной language равно "english", то будет выполняться блок if, который содержит только одну инструкцию - print("Hello") . В итоге консоль выведет следующие строки:
Hello End
Обратите внимание в коде на последнюю строку, которая выводит сообщение "End". Она не имеет отступов от начала строки, поэтому она не принадлежит к блоку if и будет выполняться в любом случае, даже если выражение в конструкции if возвратит False.
Но если бы мы поставили бы отступы, то она также принадлежала бы к конструкции if:
language = "english" if language == "english": print("Hello") print("End")
Блок else
Если вдруг нам надо определить альтернативное решение на тот случай, если выражение в if возвратит False, то мы можем использовать блок else :
language = "russian" if language == "english": print("Hello") else: print("Привет") print("End")
Если выражение language == "english" возвращает True, то выполняется блок if, иначе выполняется блок else. И поскольку в данном случае условие language == "english" возвращает False, то будут выполняться инструкция из блока else .
Причем инструкции блока else также должны имет отступы от начала строки. Например, в примере выше print("End") не имеет отступа, поэтому она не входит в блок else и будет выполнятьься вне зависимости, чему равно условие language == "english" . То есть консоль нам выведет следующие строки:
Привет End
Блок else также может иметь несколько инструкций, которые должны иметь отступ от начала строки:
language = "russian" if language == "english": print("Hello") print("World") else: print("Привет") print("мир")
elif
Если необходимо ввести несколько альтернативных условий, то можно использовать дополнительные блоки elif , после которого идет блок инструкций.
language = "german" if language == "english": print("Hello") print("World") elif language == "german": print("Hallo") print("Welt") else: print("Привет") print("мир")
Сначала Python проверяет выражение if . Если оно равно True, то выполняются инструкции из блока if. Если это условие возвращает False, то Python проверяет выражение из elif .
Если выражение после elif равно True , то выполняются инструкции из блока elif . Но если оно равно False то выполняются инструкции из блока else
При необходимости можно определить несколько блоков elif для разных условий. Например:
language = "german" if language == "english": print("Hello") elif language == "german": print("Hallo") elif language == "french": print("Salut") else: print("Привет")
Вложенные конструкции if
Конструкция if в свою очередь сама может иметь вложенные конструкции if:
language = "english" daytime = "morning" if language == "english": print("English") if daytime == "morning": print("Good morning") else: print("Good evening")
Здесь конструкция if содержит вложенную конструкцию if/else. То есть если переменная language равна "english", тогда вложенная конструкция if/else дополнительно проверяет значение переменной daytime - равна ли она строке "morning" ли нет. И в данном случае мы получим следующий консольный вывод:
English Good morning
Стоит учитывать, что вложенные выражения if также должны начинаться с отступов, а инструкции во вложенных конструкциях также должны иметь отступы. Отступы, расставленные не должным образом, могут изменить логику программы. Так, предыдущий пример НЕ аналогичен следующему:
language = "english" daytime = "morning" if language == "english": print("English") if daytime == "morning": print("Good morning") else: print("Good evening")
Подобным образом можно размещать вложенные конструкции if/elif/else в блоках elif и else:
language = "russian" daytime = "morning" if language == "english": if daytime == "morning": print("Good morning") else: print("Good evening") else: if daytime == "morning": print("Доброе утро") else: print("Добрый вечер")
- Вопросы для самопроверки
- Упражнения для самопроверки
Ветвление. Условный оператор if-else в Python
Ход выполнения программы может быть линейным, то есть таким, когда выражения выполняются друг за другом, начиная с первого и заканчивая последним. Ни одна строка кода программы не пропускается.
Однако чаще в программах бывает не так. При выполнении кода, в зависимости от тех или иных условий, некоторые его участки могут быть опущены, в то время как другие – выполнены. Иными словами, в программе может присутствовать ветвление, которое реализуется условным оператором – особой конструкцией языка программирования.
Проведем аналогию с реальностью. Человек живет по расписанию. Можно сказать, расписание – это алгоритм для человека, его программный код, подлежащий выполнению. В расписании на 18.00 стоит поход в бассейн. Однако экземпляр биоробота класса Homo sapiens через свои рецепторы-сенсоры получает информацию, что воду из бассейна слили. Разумно было бы отменить занятие по плаванию, то есть изменить ход выполнения программы-расписания. Одним из условий посещения бассейна должно быть его функционирование, иначе должны выполняться другие действия.
Подобная нелинейность действий может быть реализована в компьютерной программе. Например, часть кода будет выполняться лишь при определенном значении конкретной переменной. В языках программирования используется приблизительно такая конструкция условного оператора:
if логическое_выражение
Перевести на человеческий язык можно так: если логическое выражение возвращает истину, то выполняются выражения внутри фигурных скобок; если логическое выражение возвращает ложь, то код внутри фигурных скобок не выполняется. С английского "if" переводится как "если".
Конструкция if логическое_выражение называется заголовком условного оператора. Выражения внутри фигурных скобок – телом условного оператора. Тело может содержать как множество выражений, так и всего одно.
Пример использования условного оператора в языке программирования Python:
if n 100: a = a + b
В Питоне вместо фигурных скобок используется двоеточие. Обособление вложенного кода, то есть тела оператора, достигается за счет отступов. В программировании принято делать отступ равным четырем пробелам. Можно использовать клавишу табуляции ( Tab ) на клавиатуре.
Большинство сред программирования автоматически создают отступ, как только вы поставите двоеточие и перейдете на новую строку. Однако при работе в интерактивном режиме отступы надо добавлять вручную.
Нахождение в теле условного оператора здесь обозначается тремя точками. При создании файла со скриптом таких точек быть не должно, как и приглашения >>> .
Python считается языком с ясным синтаксисом и легко читаемым кодом. Это достигается сведением к минимуму таких вспомогательных элементов как различные скобки и точка с запятой. Для разделения выражений используется переход на новую строку, а для обозначения вложенных выражений – отступы от начала строки. В других языках данный стиль программирования также используется, но лишь для удобочитаемости кода человеком. В Питоне же такой стиль возведен в ранг синтаксического правила.
Данный пример вырван из контекста и сам по-себе не является рабочим. Полная версия программы могла бы выглядеть так:
a = 50 b = 10 n = 98 if n 100: a = a + b print(a)
Последняя строчка кода print(a) уже не относится к условному оператору, что обозначено отсутствием перед ней отступа. Она не является вложенной в условный оператор, значит, не принадлежит ему.
Поскольку переменная n равна 98, а это меньше 100, то a станет равной 60. Это значение будет выведено на экран. Если переменная n изначально была бы связана, например, со значением 101, то на экран было бы выведено 50. Потому что при n , равной 101, логическое выражение в заголовке условного оператора вернуло бы ложь. Значит, тело не было бы выполнено, и переменная a не изменилась бы.
Структуру программы можно изобразить следующим образом:
Основная ветка программы выполняется всегда, а вложенный код лишь тогда, когда в темно-зеленой строчке, обозначающей заголовок условного оператора, случается истина.
Для небольших программ иногда чертят так называемые блок-схемы, отражающие алгоритм выполнения. В языке блок-схем различные части кода обозначаются своими фигурами. Так блоку последовательно выполняемых действий соответствует прямоугольник, ветвлению – ромб. Для кода выше блок-схема может выглядеть так:
Условный оператор может включать не одну ветку, а две, реализуя тем самым полноценное ветвление.
В случае возврата логическим выражением False поток выполнения программы не возвращается сразу в основную ветку. На случай False существует другой вложенный код, отличный от случая True . Другими словами, встретившись с расширенной версией условного оператора, поток выполнения программы не вернется в основную ветку, не выполнив хоть какой-нибудь вложенный код.
В языках программирования разделение на две ветви достигается с помощью добавления блока else, получается так называемое if–else (если-иначе). Синтаксис выглядит примерно так:
if логическое_выражение < выражение 1; выражение 2; … >else
Если условие при инструкции if оказывается ложным, то выполняется блок кода при инструкции else . Ситуация, при которой бы выполнились обе ветви, невозможна. Либо код, принадлежащий if , либо код, принадлежащий еlse . Никак иначе. В заголовке else никогда не бывает логического выражения.
Пример программы с веткой else на языке Python (под ним показаны варианты выполнения):
your_money = int(input('Сколько у вас монет? ')) sword = 50 helmet = 32 if sword + helmet > your_money: print('Вы не можете купить меч и шлем') else: print('Удачный апгрейд!')
Сколько у вас монет? 85 Удачный апгрейд!
Сколько у вас монет? 63 Вы не можете купить меч и шлем
Следует иметь в виду, что логическое выражение при if может выглядеть нестандартно, то есть не так как a > b и тому подобное. Там может стоять просто одна переменная, число, слово True или False , а также сложное логическое выражение, когда два простых соединяются через логически and или or .
a = ? if a: a = 1
Если вместо знака вопроса будет стоять 0, то с логической точки зрения это False , значит выражение в if не будет выполнено. Если a будет связано с любым другим числом, то оно будет расцениваться как True , и тело условного оператора выполнится. Другой пример:
a = 5 > 0 if a: print(a)
Здесь a уже связана с булевым значением. В данном случае это True . Отметим, что в выражении a = 5 > 0 присваивание выполняется после оператора сравнения, так что подвыражение 5 > 0 выполнится первым, после чего его результат будет присвоен переменной a . На будущее, если вы сомневаетесь в последовательности выполнения операторов, используйте скобки, например так: a = (5 > 0) .
if a > 0 and a b: print(b - a)
Тут, чтобы вложенный код выполнился, a должно быть больше нуля и одновременно меньше b . Также в Питоне, в отличие от других языков программирования, позволительна такая сокращенная запись сложного логического выражения:
if 0 a b: print(b - a)
Практическая работа
- Напишите программу, которая просит пользователя что-нибудь ввести с клавиатуры. Если он вводит какие-нибудь данные, то на экране должно выводиться сообщение "ОК". Если он не вводит данные, а просто нажимает Enter , то программа ничего не выводит на экран.
- Напишите программу, которая запрашивает у пользователя число. Если оно больше нуля, то в ответ на экран выводится число 1. Если введенное число не является положительным, то на экран должно выводиться -1.
Примеры решения и дополнительные уроки в pdf-версии курса
X Скрыть Наверх
Python. Введение в программирование
Что означает if в python
Все ранее рассматриваемые программы имели линейную структуру: все инструкции выполнялись последовательно одна за одной, каждая записанная инструкция обязательно выполняется.
Допустим мы хотим по данному числу x определить его абсолютную величину (модуль). Программа должна напечатать значение переменной x, если x>0 или же величину -x в противном случае. Линейная структура программы нарушается: в зависимости от справедливости условия x>0 должна быть выведена одна или другая величина. Соответствующий фрагмент программы на Питоне имеет вид:
x = int(input()) if x > 0: print(x) else: print(-x)
В этой программе используется условная инструкция if (если). После слова if указывается проверяемое условие (x > 0) , завершающееся двоеточием. После этого идет блок (последовательность) инструкций, который будет выполнен, если условие истинно, в нашем примере это вывод на экран величины x . Затем идет слово else (иначе), также завершающееся двоеточием, и блок инструкций, который будет выполнен, если проверяемое условие неверно, в данном случае будет выведено значение -x .
Итак, условная инструкция в Питоне имеет следующий синтаксис:
if Условие: Блок инструкций 1 else: Блок инструкций 2
Блок инструкций 1 будет выполнен, если Условие истинно. Если Условие ложно, будет выполнен Блок инструкций 2 .
В условной инструкции может отсутствовать слово else и последующий блок. Такая инструкция называется неполным ветвлением. Например, если дано число x и мы хотим заменить его на абсолютную величину x , то это можно сделать следующим образом:
x = int(input()) if x < 0: x = -x print(x)
В этом примере переменной x будет присвоено значение -x , но только в том случае, когда x
Для выделения блока инструкций, относящихся к инструкции if или else в языке Питон используются отступы. Все инструкции, которые относятся к одному блоку, должны иметь равную величину отступа, то есть одинаковое число пробелов в начале строки. Рекомендуется использовать отступ в 4 пробела и не рекомедуется использовать в качестве отступа символ табуляции.
Это одно из существенных отличий синтаксиса Питона от синтаксиса большинства языков, в которых блоки выделяются специальными словами, например, нц. кц в Кумире, begin. end в Паскале или фигурными скобками в Си.
2. Вложенные условные инструкции
Внутри условных инструкций можно использовать любые инструкции языка Питон, в том числе и условную инструкцию. Получаем вложенное ветвление – после одной развилки в ходе исполнения программы появляется другая развилка. При этом вложенные блоки имеют больший размер отступа (например, 8 пробелов). Покажем это на примере программы, которая по данным ненулевым числам x и y определяет, в какой из четвертей координатной плоскости находится точка (x,y):
x = int(input()) y = int(input()) if x > 0: if y > 0: # x > 0, y > 0 print("Первая четверть") else: # x > 0, y < 0 print("Четвертая четверть") else: if y >0: # x < 0, y >0 print("Вторая четверть") else: # x < 0, y < 0 print("Третья четверть")
В этом примере мы использовали комментарии – текст, который интерпретатор игнорирует. Комментариями в Питоне является символ # и весь текст после этого символа до конца строки.
3. Операторы сравнения
Как правило, в качестве проверяемого условия используется результат вычисления одного из следующих операторов сравнения: < Меньше — условие верно, если первый операнд меньше второго.
> Больше — условие верно, если первый операнд больше второго.
>= Больше или равно.
== Равенство. Условие верно, если два операнда равны.
!= Неравенство. Условие верно, если два операнда неравны.
Операторы сравнения в Питоне можно объединять в цепочки (в отличии от большинства других языков программирования, где для этого нужно использовать логические связки), например, или .
4. Тип данных bool
Операторы сравнения возвращают значения специального логического типа bool . Значения логического типа могут принимать одно из двух значений: True (истина) или False (ложь). Если преобразовать логическое True к типу int , то получится 1, а преобразование False даст 0. При обратном преобразовании число 0 преобразуется в False , а любое ненулевое число в True . При преобразовании str в bool пустая строка преобразовывается в False , а любая непустая строка в True .
4.1. Логические операторы
Иногда нужно проверить одновременно не одно, а несколько условий. Например, проверить, является ли данное число четным можно при помощи условия (n % 2 == 0) (остаток от деления n на 2 равен 0 ), а если необходимо проверить, что два данных целых числа n и m являются четными, необходимо проверить справедливость обоих условий: n % 2 == 0 и m % 2 == 0 , для чего их необходимо объединить при помощи оператора and (логическое И): n % 2 == 0 and m % 2 == 0 .
В Питоне существуют стандартные логические операторы: логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание.
является бинарным оператором (то есть оператором с двумя операндами: левым и правым) и имеет вид and . Оператор and возвращает True тогда и только тогда, когда оба его операнда имеют значение True .
является бинарным оператором и возвращает True тогда и только тогда, когда хотя бы один операнд равен True . Оператор “логическое ИЛИ” имеет вид or .
(отрицание) является унарным (то есть с одним операндом) оператором и имеет вид not , за которым следует единственный операнд. Логическое НЕ возвращает True , если операнд равен False и наоборот.
Пример. Проверим, что хотя бы одно из чисел a или b оканчивается на 0:
15 40
a = int(input()) b = int(input()) if a % 10 == 0 or b % 10 == 0: print('YES') else: print('NO')
Проверим, что число a — положительное, а b — неотрицательное:
if a > 0 and not (b < 0):
Или можно вместо not (b < 0) записать (b >= 0) .