Какие параметры не входят в понятие шрифта
Перейти к содержимому

Какие параметры не входят в понятие шрифта

  • автор:

Компьютерная грамотность с Надеждой

Заполняем пробелы — расширяем горизонты!

Параметры шрифта

У каждого человека есть свой почерк. Записывая информацию от руки на бумаге, мы преобразуем ее в определенные символы. Точно также информация на компьютере, которая выводится на экран компьютера или на принтер, первоначально проходит этап преобразования символов текста в их изображения на экране или на бумаге. Для этого используются компьютерные шрифты.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Проводя сравнение между почерком человека и компьютерным шрифтом, можно сказать, что шрифт является аналогом почерка. Точнее, шрифт – это набор изображений символов определенного алфавита. Эти изображения, как правило, выдержаны в одном стиле, в общем формате, имеют одинаковый дизайн.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Шрифт является для компьютера инструкцией, в каком виде следует выводить символы текста на экран или на печать.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Шрифтов много, отличаются они друг от друга по трем параметрам:

  • гарнитура,
  • размер символов,
  • начертание.

Рассмотрим эти параметры шрифта.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Гарнитура шрифта

Гарнитура шрифта – это один шрифт или набор шрифтов, имеющих одинаковый дизайн, общее художественное решение. Как правило, шрифты одной гарнитуры разрабатываются одним автором.

p, blockquote 6,0,1,0,0 —>

Лингвистически слова «гарнитура» и «гарнитур» похожи. Гарнитур означает набор предметов, имеющих схожее назначение, например, мебельный гарнитур, ювелирный гарнитур и т.п. Также и гарнитура объединяет набор шрифтов для вывода текста на экран или на принтер. Все предметы из гарнитура, также как все шрифты одной гарнитуры, выполнены в одном стиле, имеют единое художественное решение.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Каждая гарнитура имеет свое имя, например, Times New Roman, Courier New. Есть гарнитуры со специальными символами, например, Symbol и Wingdings.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

В названиях компьютерных шрифтов русские буквы не используются. Вместо этого применяется латинский алфавит, например, «Baltica», «Svetlana» (это транслитерация, когда русские названия пишутся английскими буквами). Также возможен английский перевод русских названий шрифтов, например, «Schoolbook». Шрифты, которые пришли к нам с Запада, сохраняют свои названия, например, шрифт Garamond.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Слово «гарнитура» обычно опускается. Как правило, просто говорят «выберите шрифт Arial» или «документ набран шрифтом Times New Roman». Также обычно упрощают и вместо «гарнитура», либо «имя гарнитуры» говорят «имя шрифта».

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Размер символов шрифта

Если гарнитура (проще говоря, имя шрифта) является первым параметром шрифтов, то вторым параметром является размер символов шрифта.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

размер шрифта

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Можно встретить еще такое название – кегль шрифта (кегель шрифта). Это то же самое, что и размер шрифта.

p, blockquote 13,1,0,0,0 —>

Зачем нужны разные размеры шрифта? Обычно заголовки печатаются крупнее, чем основной текст документа. Таким образом, к заголовкам привлекается внимание, что облегчает чтение документа при первом же взгляде на страницу. Текст в сносках и примечаниях набирается мельче, чем текст основного текста документа, что подчеркивает второстепенность представленной там информации.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Как задается размер шрифта (или кегель шрифта)? Обычно пользователи выбирают размер шрифта – 8, 10, 12, 14 и т.д. Здесь цифры означают размер символов шрифта по вертикали в типографских пунктах между вершиной самого высокого символа и нижней точкой самого низкого (см. рисунок).

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Слово «пункт» произошло от немецкого слова «punkt» и переводится как «точка». Для тех, кто любит цифры, сообщаю, что один пункт равен 1/72 дюйма, то есть 0,3528 миллиметра. Соответственно, для того, чтобы 8 пунктов перевести в миллиметры, надо 8 умножить на 0,3528. В результате получится, что 8 пунктов – это 2,8224 миллиметра.

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Начертание шрифта

Перейдем к последнему третьему параметру шрифтов, точнее, к начертанию. Начертание шрифта – это разные варианты шрифта внутри одной гарнитуры, точнее:

  • стиль и
  • насыщенность шрифта.

Самыми распространенными стилями шрифтов являются прямой и курсив. Если пользователь термина «курсив» не знает, то упрощенно он говорит, что использует «штрих с наклоном».

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

Насыщенность отвечает за толщину штрихов символов. Обычно используют нормальное (обычное) и полужирное начертания. Последнее иногда еще упрощенно называют «толстый шрифт», если не знают терминов «полужирный» или «жирный».

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

Некоторые гарнитуры могут содержать шрифты светлой (thin), очень светлой (light), жирной (heavy) и сверхжирной (ultra heavy) насыщенности.

p, blockquote 20,0,0,1,0 —>

Компьютерные программы позволяют применять обычное, курсивное, полужирное и полужирное курсивное начертания шрифтов. В некоторых шрифтах (точнее, гарнитурах) есть все перечисленные начертания, а в некоторых есть только одно начертание, как правило, обычное начертание. На то, как говорится, воля художника, автора шрифта.

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

P.S. Рекомендую также прочитать:

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

p, blockquote 26,0,0,0,0 —> p, blockquote 27,0,0,0,1 —>

4.2. Параметры шрифта

Наиболее часто форматирование осуществляется при помощи изменения атрибутов шрифта. Самый простой способ привлечь внимание к слову в тексте – выделить его полужирным шрифтом или курсивом. Эти атрибуты называются начертанием шрифта. Кроме них, шрифт имеет и другие атрибуты, такие, как размер (кегль) и гарнитура.

Форматирование текста можно осуществлять как в процессе набора, так и после его выполнения. Помните, что если вы хотите форматировать набранный текст, то его обязательно нужно выделить. Исключение составляет только форматирование одного слова – для его оформления достаточно установить в нем курсор.

Параметры оформления текста, которые имеют отношение к шрифту, собраны в диалоговом окне Шрифт. Для его открытия выполните одно из следующих действий:

• щелкните на кнопке, которая находится в группе Шрифт вкладки Главная на ленте (рис. 4.3);

Рис. 4.3. Кнопка открытия окна Шрифт

• нажмите сочетание клавиш Ctrl+D;

• выберите команду Шрифт в контекстном меню (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Выбор в контекстном меню команды Шрифт

Диалоговое окно Шрифт имеет две вкладки: Шрифт и Интервал. Рассмотрим доступные параметры.

• При помощи вкладки Шрифт (рис. 4.5) можно выбирать цвет текста, изменять начертание шрифта (обычный, курсив, полужирный, полужирный курсив), устанавливать размер и цвет символов.

Рис. 4.5. Вкладка Шрифт одноименного окна

• Вкладка Интервал (рис. 4.6) помогает определить расстояние между символами шрифта. В зависимости от выбранного варианта шрифт может быть уплотненным, обычным и разреженным. На этой же вкладке можно выбрать масштаб, при котором символы становятся шире или уже (если больше 100 %, то текст растягивается, если меньше – сжимается).

Рис. 4.6. Вкладка Интервал окна Шрифт

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Семейство шрифта

Семейство шрифта Свойство font-family указывает браузеру шрифт или список шрифтов, которыми должен отображаться текст. Не надо забывать, что заданный вами шрифт может быть не установлен на машине клиента. Тогда браузер отобразит текст на экране первым шрифтом, который найдет

Стиль шрифта

Стиль шрифта Стиль шрифта задается свойством font-style, которое может принимать одно из трех значений: normal, oblique или italic. Эти значения имеют следующий смысл.• normal – определяет шрифт, который классифицируется как Normal. При отображении на экране он выглядит как обычный текст.•

Вид шрифта

Вид шрифта Свойство font-variant может принимать одно из двух значений: normal или small-caps. Если задано значение small-caps, то текст будет выведен шрифтом из малых прописных букв. Если задано значение normal, то текст отображается, как обычно.Лучше всего это понятно на примере. Применим

Ширина шрифта

Ширина шрифта Свойство font-weight определяет ширину шрифта. Значение может быть задано числом от 100 до 900 (в сотнях), где каждый номер обозначает шрифт, который темнее своего предшественника. В других случаях значение может быть следующим.• normal – текст будет отображен обычным

Размер шрифта

Размер шрифта Теперь изменим размер шрифта основного текста. Для этого существует свойство font-size. Размер шрифта задается с помощью значения и единицы измерения, выбранной в одной из двух разных групп: абсолютной и относительной.Абсолютные единицы:• in – дюйм, примерно

ГЛАВА 8. Параметры шрифта и фона. Контейнеры

ГЛАВА 8. Параметры шрифта и фона. Контейнеры В предыдущей главе мы познакомились со стилями и таблицами стилей CSS, с помощью которых создается представление Web-страниц. Мы изучили четыре разновидности стилей и две разновидности таблиц стилей и выяснили, как их правильно

Свойства шрифта

Свойства шрифта fontЗадает параметры шрифта элемента страницы.Заменяет атрибуты font-family, font-height, font-size, font-style, font-variant и font-weight. Значения этих атрибутов могут располагаться в любом порядке. font: [] [] [] [] [];Значение по умолчанию — normal normal

27.5. Параметры транзитных узлов и параметры получателя IPv6

27.5. Параметры транзитных узлов и параметры получателя IPv6 Параметры для транзитных узлов и параметры получателя IPv6 имеют одинаковый формат, показанный на рис. 27.3. Восьмиразрядное поле следующий заголовок (next header) идентифицирует следующий заголовок, который следует за

4.2. Параметры шрифта

4.2. Параметры шрифта Наиболее часто форматирование осуществляется при помощи изменения атрибутов шрифта. Самый простой способ привлечь внимание к слову в тексте – выделить его полужирным шрифтом или курсивом. Эти атрибуты называются начертанием шрифта. Кроме них, шрифт

Вид шрифта

Вид шрифта Для представления текста программ, данных ввода-вывода, имен файлов, программ и переменных мы применяем специальный шрифт, похожий на тот, который вы можете видеть на экране дисплея или на бумаге при выводе на печать. Мы уже использовали его несколько раз, но

Стили шрифта

Стили шрифта Стиль шрифта задается перечислимым типом FontStyleType, который содержит следующие константы: fsNormal – обычный; fsBold – жирный; fsItalic – наклонный; fsBoldItalic – жирный наклонный; fsUnderline – подчеркнутый; fsBoldUnderline – жирный подчеркнутый; fsItalicUnderline – наклонный

13.6.1. Выбор шрифта

13.6.1. Выбор шрифта В вашем компьютере установлено много различных шрифтов. Шрифт по умолчанию, который используется в MS Word, — Times New Roman. Он подойдет для сухого делового документа, служебной записки. Чтобы изменить гарнитуру шрифта (далее мы просто будем говорить «изменить

13.6.2. Начертание шрифта

13.6.2. Начертание шрифта Шрифт может быть курсивным, жирным и подчеркнутым. Начертание используется для выделения текста, на который вы хотите обратить внимание читателя. Например, термины можно выделить жирным или жирным+курсивом.Для изменения начертания используются

13.6.3. Дополнительные параметры шрифта

13.6.3. Дополнительные параметры шрифта Панель Форматирование предоставляет доступ далеко не ко всем параметрам шрифта. Для изменения дополнительных параметров выделите текст и выполните команду меню Формат, Шрифт (рис. 139). Рис. 139. Окно Шрифт.Параметры Шрифт, Начертание и

16.4. Шрифты и их параметры

Шрифт — это средство графической организации текстового доку­мента.

Прежде чем приступить к описанию шрифтов, рассмотрим тради­ционно используемую систему измерений, поскольку параметры шрифтов и набора описываются в типографских единицах измерения.

Система измерений. Наряду с метрической системой для описания параметров текстового набора традиционно используется типографская система измерений, разработанная в 1785 г. француз­ским типографом Дидо. В основу типографской системы был положен дюйм, во Франции равный 27,077 мм, так как метрическая система к тому времени еще не была принята. Типографская система применя­лась и в настоящее время все еще ограниченно применяется для описа­ния параметров набора (размеры шрифта, форматы строк, полос и т.д.) в нормативных материалах и стандартах России.

Основной единицей типографской системы измерения является типографский пункт (п.), равный 1/п дюйма (1 п. = 0,376065 мм » « 0,376 мм). Более крупные единицы: 1 цицеро = 12 п., 1 кв. (квадрат) = = 48 п.

В США, Великобритании и некоторых других странах была приня­та аналогичная первой англо-американская типографская система, в основу которой также положен дюйм (inch, in), равный в Великобрита­нии 25,4 мм, В англо-американской системе 1 пункт (пт, point, pt) & 1/72,27 дюйма ~ 0,3514 мм. Более крупной единицей является пика (пайка, pica): 1 пика = 12 пт.

Для последних лет было характерным широкое внедрение компью­терной техники, в том числе в издательско-полиграфические процес­сы, и поступление соответствующих программных продуктов из анг­лоязычных стран. В указанных программных продуктах для описания параметров шрифтов и шрифтового набора используется англо-амери­канская система.

Однако для унификации шкал и расчетов используют целочислен­ные соотношения: 1 пункт (пт, point, pt) = 1/72 дюйма » 0,353 мм, так называемый PostScript-пункт,

Поскольку в государственных стандартах РФ параметры книжно-журнальной продукции нормируются в типографской системе (Дидо), при пользовании такими программами следует внимательно относить­ся к установке параметров шрифтового набора для соблюдения суще­ствующих санитарно-гигиенических требований к набору и оформле­нию изданий.

Для нормативного набора с соблюдением существующих требова­ний следует перед началом набора (верстки) установить параметры шрифта, руководствуясь вышеприведенными соотношениями.

Кроме указанных единиц измерения, в компьютерном наборе ис­пользуется относительная единица — шпация, характеризующая гори­зонтальный размер шрифта. Круглая шпация равна кеглю шрифта или примерно ширине прописной буквы А, полукруглая шпация составляет 0,5 кегля или ширину прописной буквы N, тонкая шпация — 0,25 кегля или ширину строчной буквы t(f). Классические правила на­бора регламентируют нормативные отбивки в тексте в пунктах без ука­зания на кегль шрифта. Однако для лучшего восприятия текста важны не абсолютные расстояния, а их отношение к величине символов (кег­лю). Поэтому использование относительной единицы, а также шпации как элемента набора — постоянного пробела — делает отбивки про­порциональными кеглю.

Понятие и параметры шрифта. Рассматривая процесс обработки текстовой информации как область информационных технологий, шрифтом называют совокупность (систему) знаков набора, предназначенных для визуализации текстовой информации на всех этапах ее обработки.

В типографике существенным является признак, в соответствии с которым указанная совокупность знаков набора может быть названа шрифтом, а именно: рисунки символов базируются на некоторой об­щей для всех, единой графической основе (концепции рисунка).

Шрифт как знаковая система включает строчные или прописные буквы одного или нескольких алфавитов с относящимися к ним знака­ми препинания, лигатуры, логотипы, цифры, специальные символы и оформительские элементы.

Изображение шрифтового знака называют печатным очком или оч­ком, что связано с исторической традицией именовать, таким образом, печатающий элемент литеры. Оно формируется из основных и соеди­нительных элементов (рис. 16.5). Основными являются вертикальные штрихи, соединительными — горизонтальные, наклонные или округ­ленные штрихи, которые у большинства шрифтов тоньше основных. Соотношение ширины са основных и — сб соединительных штрихов — контрастность К шрифта:

Расстояния с между основными штрихами называются внутрисимвольными (внутрибуквенными) просветами.

Рис. 16.5. Строение символов шрифта:

1 — основной шрих (са);

2 — соединительный штрих (сб);

3 — засечка (сериф);

4 — верхний выносной элемент;

5 — нижний выносной элемент;

7 — внутрисимвольный (внутрибуквенный) просвет с;

10 — концевой элемент;

11 — каплевидный элемент;

13 — диакритический знак;

14— свисающий элемент,

15 — линия шрифта;

16 — линия округлых букв;

17 — высота строчного символа hc;

18 — высота прописного символа hn;

19 — межсимвольное расстояние

Рисунки прописных и строчных букв могут различаться: в русском алфавите это буквы Аа, Бб, Ее, Рр, Сс, Уу, Фф. В состав шрифта входят также капительные буквы, которые имеют рисунок прописных, а раз­мер — строчных (строго говоря, рисунок капительных символов имеет несколько отличные пропорции и размер соответственно от пропис­ных и строчных символов). Такую разницу в рисунке можно использо­вать для выделений.

Иногда термином «капитель» именуют прописные символы (боль­шая капитель), а собственно капительные символы — термином «ма­лая капитель».

Основные штрихи большинства шрифтов заканчиваются засечка­ми (серифами) различной толщины и формы: горизонтальными, верти­кальными, односторонними, двухсторонними или каплевидными у округлых букв. Если знаки шрифта не имеют засечек, то шрифт назы­вается рубленым.

У ряда строчных знаков имеются выносные элементы: нижние (р, у, ф, q) и верхние (б, ф, h, d), некоторые символы (щ, ц, д, ъ) имеют со­ответственно левые и правые выносные элементы, которые еще назы­вают свисающими. У некоторых знаков (ë, é, ç, ř, ů, ŭ, ŗ) есть дополнительные над- или подбуквенные элементы, называемые акцентами (диакритическими знаками) и указывающие изменение произношения. Печатное очко отдельных символов состоит из двух или более от­дельно расположенных графических элементов (ы, i, j, %).

По геометрии рисунка знаки шрифта можно разделить на прямо­угольные (н, п), округлые (о, с) и треугольные (А, у); симметричные (н, Ф) и несимметричные (ю, щ).

Изображения всех знаков шрифта (без учета выносных элемен­тов) расположены на одной линии, называемой линией шрифта (базо­вой линией).

Округлые буквы зрительно кажутся меньше прямоугольных, по­этому для устранения этого впечатления их делают немногим больши­ми, а также выводят за линию шрифта на линию округлых букв, чтобы глаз воспринимал эти буквы расположёнными на линии. Различают также верхние линии строчных и прописных, в том числе прямоугольных и округлых букв.

Другой особенностью рисунка шрифта является то, что визуальная (оптическая) середина всех букв несколько выше истинной геометри­ческой (размерной).

Кроме этого, в шрифте используется значительное число приемов для компенсации оптических эффектов (иллюзий), связанных с вос­приятием геометрических форм.

В шрифтах для всех способов набора каждый знак изображается на прямоугольном поле, называемом шрифтовым полем знака (или кегель­ной площадкой, рис. 16.46, 16.6. 16.7). Шрифтовое поле знака больше видимого изображения букв и включает помимо изображения знака, составляющего печатное очко, боковые (левое и правое), верхнее и нижнее поля (заплечики).

Изображения всех знаков шрифта располагаются на шрифтовом поле по горизонтали на расстоянии полуапрошей, образуемых правым и левым заплечиками, соответственно от правой и левой границ шрифтового поля (рис. 16.46). По вертикали изображения символов (без учета выносных элементов) выведены на линию шрифта (линию округлых букв). Высота печатного очка, т.е. изображения знака, строч­ных букв hc составляет в различных шрифтах 0,39—0,47 от высоты шрифтового поля, остальное пространство занимают верхнее и ниж­нее поля (0,53—0,61). Размеры шрифтового поля знака по высоте к и ширине е принимают за размерные характеристики самого знака (рис. 16.6).

Высота шрифтовых полей k всех знаков данного шрифта одинако­ва и называется кеглем. Кегль является универсальным размерным па-

Рис. 16.6. Формирование межсимвольных пробелов

Рис. 16.7. Формирование межстрочных пробелов

раметром для всех шрифтов и определяет высоту строки текста, на­бранного данным шрифтом.

Величина межстрочных пробелов определяется интерлиньяжем i. В общем случае интерлиньяж — это расстояние между линиями шриф­та соседних строк: верхней и нижней (рис. 16.6, 16.7). При равенстве кегля и интерлиньяжа (k = i, рис. 16.6, строки 1,2,3) шрифтовые поля знаков соседних строк соприкасаются и межстрочные пробелы образу­ются за счет верхних и нижних полей. При интерлиньяже большем чем кегль (рис. 16.7, строки 5,6), шрифтовые поля знаков находятся на определенном расстоянии друг от друга и межстрочные пробелы ста­новятся больше (увеличенный интерлиньяж iУB). При уменьшенном интерлиньяже iУМ шрифтовые поля знаков частично накладываются друг на друга, и межстрочные пробелы уменьшаются (строки 4, 5) Рисунок 16.7 дает наглядное представление о том, что следует иметь в виду под межстрочными расстояниями.

Визуальное межстрочное расстояние iMC B — это расстояние между линией шрифта верхней строки и верхней линией прямоугольных строчных букв нижней строки (именно строчные буквы составляют большинство символов строки и определяют ее визуальную высоту). Визуальное межстрочное расстояние характеризует визуальный меж­строчный пробел, который воспринимается как площадь белого между соседними строками текста.

Конструктивное межстрочное расстояние iMC — высота конструк­тивного межстрочного пробела — технологический параметр набора, показывающий, на каком расстоянии друг от друга отстоят шрифтовые поля символов, составляющих соседние строки. При уменьшенном интерлиньяже конструктивное межстрочное расстояние может быть отрицательным.

Второй размерный параметр знака — это ширина (ширина шриф­тового поля). Ширины знаков, а следовательно, их шрифтовых полей различны (для сравнения: Ж, Ш, Г, ы, а, г, l) и могут подразделяться на несколько размерных групп (в металлическом наборе до 18 групп по ширине). Ширина шрифтовых полей знаков, а также относительное расположение полей знаков в строке (в пределах одного слова) харак­теризуют плотность набора, определяемую межсимвольными про­белами.

Если в строке боковые границы шрифтовых полей соприкасаются (строки 1, 4, рис. 16.6, 16.7), то плотность набора считается нормаль­ной (межсимвольные пробелы определяются только боковыми запле­чиками — полуапрошами). При плотном наборе (строки 2» 5) шрифто­вые поля соседних знаков частично перекрываются, при разреженном наборе (строки 3,6) — отстоят друг от друга на некотором расстоянии.

Конструктивные межсимвольные расстояния r —технологический параметр набора, показывающий, каким образом следует позициони­ровать шрифтовые поля символов при формировании слова (стро­ки) относительно друг друга. При плотном наборе композиционные межсимвольные расстояния могут быть отрицательными.

Визуальные межсимвольные расстояния rВ как указывалось выше, определяются крайними, соответственно правой и левой, точками соседних символов. Однако в отличие от визуальных межстрочных рас­стояний межсимвольные расстояния не могут служить описанием межсимвольного пробела, поскольку восприятие пробела (площа­ди) определяется в первую очередь рисунками соседних символов (рис. 16.8).

Апроши (фр. approche — подход, приближение) — межсимвольные пробелы в словах текста. В сложившемся употреблении термином «ап­рош» обозначают также межсимвольное расстояние. Апроши необхо­димы, чтобы изображение знаков (символов) шрифта не сливались («слипались») при наборе между собой.

Строго говоря, каждый апрош состоит из двух таких расстояний или пробегов двух соседних знаков, поэтому правильнее называть эти величины для каждого отдельного символа шрифта полу апрошами.

В каждом символе шрифта заложены определенные значения ба­зовых полуапрошей, которые соответствуют боковым полям символа (заплечикам) — левому и правому, указанным образом, расположен­ным на шрифтовом поле знака. Базовые полуапроши, таким образом, являются полуапрошами символов (знаков) шрифта. Величины полу­апрошей определяются индивидуально для каждого символа шрифта и закладываются в качестве параметра символа при разработке шрифта. От того, насколько качественно разработчиками шрифта определены их значения, зависит визуальное восприятие шрифта.

Слишком плотные и узкие апроши приводят к визуальному «сли­панию» знаков, а слишком широкие — к тому, что каждая буква вос­принимается по отдельности, И то и другое препятствует нормальному чтению. В этой связи базовые апроши (полуапроши), соответствую­щие нормальной плотности набора, должны создавать оптимальные межсимвольные пробелы с точки зрения визуального восприятия тек­ста. Размеры полуапрошей символов определяются исходя из того, что площади межсимвольных пробелов должны быть визуально равно­мерными.

Межсимвольный пробел визуально определяется как площадь бе­лого между символами. В зависимости от рисунка двух соседних сим­волов, отстоящих друг от друга на одинаковом расстоянии» межсим­вольные пробелы могут, и будут восприниматься (выглядеть) раз­личными.

Для того чтобы устранить эту особенность восприятия межсим­вольных пробелов, базовые полуапроши символов шрифта различа­ются.

Несмотря на различия величин базовых полуапрошей, при сочета­нии в слове на соседних позициях определенных символов не всегда удается добиться визуального равномерного межсимвольного пробела (рис. 16.8). Для таких пар символов уменьшение соответствующих ба­зовых полуапрошей не дает достаточного эффекта. В этом случае для достижения визуального равномерного межсимвольного пробела при­меняют кернинг.

а Го Ту AV

б Го Ту AV

Рис. 16.8. Кернинговыс пары символов шрифта: а — без кернинга, б — с применением кернинга

Под кернингом понимают изменение, чаше всего, уменьшение, межсимвольного расстояния для двух соседних символов слова текста. Если при нормальном наборе текста шрифтовые поля символов со­прикасаются друге другом и межсимвольные расстояния определяют­ся только величинами базовых полуапрошей, то при кернинге шриф­товые поля двух соседних символов перекрываются, и отдельные эле­менты их изображения располагаются частично и на шрифтовых полях друг друга. Очевидно, что кернинг для конкретных пар символов инди­видуален и устанавливается таким, чтобы визуально выровнять меж­символьные пробелы в тексте.

Практика показывает, что для качественного набора необходимо использовать 300—700 кернинговых пар для различных сочетаний букв. В некоторых шрифтах кернинг используется по умолчанию, при наборе текста другими шрифтами требуется указание на кернинг.

Важной технологической особенностью текстового набора являет­ся зависимость апрошей от кегля применяемого шрифта. Чем меньше размер шрифта, тем относительно шире должны быть апроши. Поэто­му при увеличении кегля шрифта требуется уменьшать базовые полуапроши для всех символов, а при уменьшении кегля — увеличивать. Это необходимо для улучшения визуального восприятия текста, чтобы слова, набранные крупным шрифтом, не выглядели слишком разре­женными, а набранные мелким шрифтом — слишком плотными.

Здесь следует отметить, что исторически гарнитуры шрифтов вы­сокого качества дизайна имели несколько отличающийся рисунок для различных кеглей. Названные «оптическими» такие вариации рисунка оптимизировали восприятие текста, набранного шрифтами специфи­ческого размера: мелкого и крупного.

Другим технологическим фактором является плотность набора. Как уже говорилось выше, при нормальной плотности набора шриф­товые поля соседних символов соприкасаются друг с другом, имеют общую боковую границу. При плотном наборе шрифтовые поля сим­волов перекрываются и апроши уменьшаются, а при разреженном на­боре с увеличенными апрошами шрифтовые поля символов отстоят друг от друга на определенном расстоянии. Равномерное изменение межсимвольных расстояний в отдельном слове или нескольких словах, строке, абзаце, фрагменте текста носит название тренинга.

Трекинг может быть заданным и одинаковым во всем тексте в зави­симости от вида документа и задач, решаемых при его оформлении. Например, трекинг следует применять при наборе шрифтами доста­точно крупного кегля (т.е. с уменьшенным межсимвольным расстоя­нием) и, наоборот, слишком мелкого (с увеличенным межсимвольным расстоянием). Кроме того, трекинг используется как оформительский прием для шрифтового выделения слова, словосочетания, предложе­ния (а именно набор вразрядку).

Кроме того, трекинг бывает вынужденным и используется, как правило, в пределах одной строки для доведения ее до заданного фор­мата совместно с изменением межсловных пробелов.

Классификация шрифтов. По области применения шриф­ты бывают:

  • текстовые (предназначенные для набора больших по объему тек­стовых документов);
  • выделительные (для смысловой акцентировки отдельных слов, фраз, фрагментов текста);
  • титульные (для набора заголовков);
  • акцидентные;
  • специальные (содержащие специальные знаки).

Другим признаком классификации является алфавит, т.е. шрифты могут быть отнесены к какому-либо определенному алфавиту. Суще­ствуют также шрифты, которые поддерживают несколько националь­ных языков, а шрифты стандарта Unicode могут поддерживать практи­чески все основные алфавиты, включая китайский, японский, корей­ский. Стандартные шрифты, используемые для набора текстов, класси­фицируют по трем признакам: рисунку, начертанию и размерам. Единой общепринятой классификации шрифтов по рисунку в на­стоящее время не существует. В национальных стандартах, в классификациях международных организаций (например, АТурI (Association Typographique Interna­tionale — Международная типографическая ассоциация), классифика­циях производителей шрифтов (корпоративные классификации), от­дельных авторов шрифты классифицируются по-разному. Однако в ос­нову самых известных классификаций положены два основных принципа: исторический и морфологический (формальный), причем исто­рическая классификация всегда дополняется, а затем поглощается классификацией морфологической. В общем случае по рисунку можно классифицировать шрифты по трем основным группам (рис. 16.9): шрифты с засечками (антиква, antique), шрифты без засечек (гротески, grotesque, или руб­леные) и шрифты свободного стиля (декоративные, рукописные и т.п.). Рис. 16.9. Классификация шрифтов по основным графическим признакам Шрифты с засечками (антиквенные), serif. Засечки или серифы — горизонтальные элементы окончания основных (а иногда и соедини­тельных) штрихов, имеют самую разнообразную форму: прямоуголь­ную, изогнутую, клювообразную, одностороннюю и т.д. Гротески или рубленые шрифты, sans serif— это шрифты без засечек, слабоконтрастные или без контраста. К шрифтам свободного стиля можно отнести декоративные, руко­писные, рекламные и прочие шрифты, которые нельзя отнести, к двум указанным выше группам. Они предназначены в основном для набора акцидентной продукции. Среди более подробных классификаций отметим классификацию ф. РаrаТуре, единственную на сегодняшний день шрифтовую систему российской разработки. Согласно этой классификации (рис. 16.10) шрифты подразделяются: — на антиквенные шрифты с засечками (антиквы): антиква старого стиля — ренессансная (венецианская, француз­ская, голландская, английская, современные версии), переходная антиква, антиква нового стиля — классицистическая, брусковая антиква — с прямоугольными засечками (египетская, итальянская — с обратным контрастом, Кларендон — малоконтра­стная), латинская антиква; Рис. 16.10. Классификация шрифтов по рисунку — гротески или рубленые шрифты — без засечек: старые гротески, геометрические, гуманистические, неогротески, шрифты с едва наметившимися засечками; — декоративные шрифты (модерн, арт-деко, оп-арт, трафаретные, машинописные, компьютерные (экранные), трехмерные, другие);

  • рукописные и каллиграфические шрифты (ширококонечное перо, остроконечное перо, кисть, монолинейные рукописные, имити­рующие почерк, другие);
  • готические шрифты,
  • старославянские (полуустав, устав, вязь, другие)
  • экспериментальные,
  • символьные (математические, фонетические, музыкальные, ор­наменты, другие).

Согласно российскому стандарту шрифты в зависимо­сти от принципов их построения и важнейших графических признаков (наличие засечек, их размер и форма, а также контрастность) делятся по рисунку на шесть основных групп (рис. 16.11) и одну дополнительную: рубленые (рис. 16.11, а) — не имеют засечек, а основные и соедини­тельные штрихи у них одинаковой толщины (К = 1); с едва наметившимися засечками (рис. 16.12, б) — характеризуются тем, что основные и соединительные штрихи примерно равны по тол­щине (К« 1), а вертикальные штрихи имеют утолщенные концы; медиевальные (рис. 16.11, в) — имеют умеренную контрастность (К— 2,7—3,2), короткие засечки, которые по своей форме приближа­ются к треугольникам; обыкновенные (рис. 16.11, г) — контрастные шрифты (AT=3,5—9,0) с прямыми длинными тонкими засечками, расположенными перпенди­кулярно основным штрихам; брусковые (рис. 16.11, д) — имеют неконтрастные или малоконтра­стные штрихи, засечки, близкие по форме к прямоугольнику и соеди­няющиеся с основными штрихами под прямым углом или с легким за­круглением; новые малоконтрастные (рис. 16.12, с) — имеют длинные утолщен­ные засечки, соединяющиеся с основными штрихами с закруглением. Шрифты дополнительной группы не имеют общих признаков и по характеру рисунка не могут быть отнесены ни к одной из перечислен­ных основных групп [5]. Понятие гарнитуры. Вне зависимости от используемой классификации внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры Рис. 16.11. Основные группы шрифтов по графическим признакам согласно российскому стандарту (семейства, family). Гарнитура — это совокупность шрифтов одного рисунка, различных по начертанию и размерам. Некоторые гарнитуры располагают значительным числом начертаний (более 30), другие — имеют только одно. По начертанию шрифты одной гарнитуры подразделяются на оп­ределенные виды: по постановке очка (slant) — на шрифты прямого (plain, normal), на­клонного (oblique) и курсивного (наклонный, приближенный к руко­писному, italic) начертания (рис. 16.13, а); по насыщенности (weight, отношению толщины основных штрихов к высоте очка, т.е. к высоте изображения символа, не путать с кеглем — высотой шрифтового поля) — на шрифты тонкого (thin), светлого (light), книжного (book), нормального (normal, regular), среднего (medium), полужирного (demibold), жирного (bold), темного (heavy) черного (black) и сверхжирного (extra bold) начертаний (рис. 16.12). Рис. 16.12. Ряд шрифтов по насыщенности В российском стандарте выделено три градации начертания: свет­лое, полужирное и жирное начертания (рис. 16.13, б). Рис. 16.13. Классификация шрифтов по начертанию согласно российскому стандарту Шрифты полужирного, жирного, наклонного, курсивного начер­таний служат для выделения отдельных слов, предложений, текстов (т.е. для смысловой акцентировки) и называются выделительными; по пропорциональности (width, плотности очка, т.е. по соотноше­нию между шириной и высотой печатного очка (изображения симво­ла) шрифты подразделяются на шрифты сверхузких (ultra extra compressed, condensed), узких (compressed, condensed, narrow), нормальных (normal), Широких (extended, expanded) и сверхшироких (extra;ultra extended, expanded) начертаний (рис. 16; 13, в). Для обозначения стилевых модификаций начертаний шрифтов в прикладных программах для обработки текстовой информации также используют термины: shadow — с тенью, outline — контурный (с незалитым контуром), underline — подчеркнутый, strike thru —- перечеркнутый, condensed — сжатый (узкий, не путать с узкими по плотности очка шрифтами), extended — расширенный (широкий, не путать с широким начертанием). Модифицированные начертания сжатое и расширенное следует использовать крайне осторожно. Это обусловлено тем, что создание таких модифицированных начертаний является по существу горизон­тальным масштабированием символов шрифта, причем пропорции всех графических элементов рисунка символов также линейно изменя­ются. В этой связи всегда предпочтительно использование шрифта специально разработанных, а не модифицированных узких и широких начертаний, в имени (файлов) которых присутствуют термины condenced (narrow) и extended. Экономичность шрифтов. Шрифты при обеспечении нор­мальной удобочитаемости должны быть наиболее емкими — эконо­мичными. Под емкостью шрифта понимают количество знаков, вмещающих­ся в строки определенного формата. Для некоторого ряда документов (энциклопедии, справочники, официально-ведомственные докумен­ты, газеты, журналы) требуется помещать в строке как можно большее количество знаков, т.е. экономичность имеет первостепенное зна­чение. Применение более экономичных шрифтов позволяет при том же формате вмещать в печатный лист большее количество текстовой ин­формации, а значит, экономить бумагу. Конечно же, большей емкостью обладают узкие шрифты, хотя все­гда следует иметь в виду, что узкие шрифты обладают меньшей удобо­читаемостью. Другим приемом повышения емкости шрифта является увеличе­ние размера строчных символов. В случае использования такого шрифта можно уменьшать кегль набора без значительной потери удо­бочитаемости, но с одновременным увеличением емкости.

Типографика: основные виды и характеристики шрифтов

Гармонично подобранный шрифт не только доносит информацию до аудитории, но и визуально дополняет проект. Ошибка в выборе шрифта может испортить впечатление и оттолкнуть зрителя от продукта, будь то афиша, вывеска магазина или кафе, упаковка товара, веб-сайт или приложение.

Интуитивно подбирать шрифты для проектов — мечта новичков и рядовая задача профессиональных дизайнеров. Чтобы из первой категории попасть во вторую, нужны годы тренировок и изучения типографики, насмотренность и теоретические знания о шрифтах.

Современная типографика предоставляет дизайнеру выбор из тысяч шрифтовых гарнитур. Рассказываем, как сориентироваться на первых этапах, чтобы найти подходящий шрифт.

Основные понятия типографики

Апертуры, засечки, начертания, стемы, арки, влития — от терминов, используемых в типографике, может закружиться голова. Особенно опасно погружаться в терминологию тем, кто только-только начинает знакомство со шрифтами.

Выдыхаем: многие из слов, используемых шрифтовыми дизайнерами, можно обойти стороной на первых шагах дизайна. Однако часть терминов полезно знать: так будет легче понять, на какие критерии смотреть при выборе шрифта.

Собрали мини-словарик терминов типографики.

  • Шрифтовое семейство — набор разных шрифтов в одной гарнитуре. Шрифтовое семейство может включать разные шрифты по назначению, жирности и даже по стилю. Тут легко запутаться, потому что в русском языке мы чаще всего используем только одно слово — шрифт — для описания всех его разновидностей. Рассмотрим на примере: TT Commons Pro — это шрифтовое семейство, он же — гарнитура. TT Commons Pro Condensed — подсемейство, в которое входят разные начертания, или стили: тонкий (Thin), жирный (Bold), наклонный (Italic) и так далее. При этом словом «шрифт» мы по отдельности можем называть и TT Commons Pro, и TT Commons Pro Condensed, и TT Commons Pro Condensed Bold.

  • Начертание — шрифт одной жирности. В шрифтовой гарнитуре может быть как 3 начертания, так и 9, от самого тонкого к самому жирному. Распространённые начертания: Thin, Regular, DemiBold, Bold. Еще начертания бывают прямые и наклонные, но об этом чуть позже.

  • Засечки — это короткие дополнительные штрихи на конце основных элементов знака и перпендикулярные им.

  • Кегль — так обозначают высоту символов шрифта, то есть размер по вертикали.

Какими бывают шрифты (классификация)

Единой классификации шрифтов, которой пользуются все дизайнеры, нет.

Можно разделять шрифты по историческим эпохам, в которые они появлялись, по визуальной форме, назначению. Остановимся на типах шрифтов, знание которых точно пригодится в современной типографике.

По назначению можно выделить акцидентные и текстовые шрифты.

Акцидентные — шрифты, которые иногда называют заголовочными, так как ими оформляют заголовки или выделяют броские надписи. Это выразительные шрифты, которые приковывают взгляд зрителя.

Текстовые — шрифты для набора текста, могут называться наборными. Это шрифты с более спокойным характером, с высокой читаемостью даже в мелких текстах. Хороший текстовый шрифт не отвлекает от чтения, выглядит цельно и приятно.

Стилей шрифтов много, остановимся на самых распространённых: гротесках, антиквах и брусковых шрифтах.

Гротески — группа шрифтов без засечек. Это универсальные шрифты, функциональные и чаще спокойные по характеру.

Антиквы — группа шрифтов с засечками. Это шрифты чаще с классическим, элегантным или консервативным характером.

Брусковыми называют шрифты с брутальными, мощными засечками.

Многие шрифты не попадают в конкретную группу и находятся на стыке стилей.

Характеристики шрифтов

Назначение шрифта или стиль — далеко не всё. Каждый шрифт обладает своим характером.

Характерность шрифта — то, что выделяет гарнитуру среди остальных. Особые визуальные приметы, пропорции, графические особенности.

Гарнитура может быть нейтральной по характеру, тогда сфера применения будет достаточно широкой, а может обладать выразительным характером: брутальным, технологичным, изящным.

Есть и другие характеристики, по которым шрифты могут отличаться: шириной, контрастом штрихов или букв, насыщенностью.

Широкий шрифт TT Norms® Pro Expanded относительно классического TT Norms® ProКонтраст — разница толщин между тонкими и жирными штрихами в знаках. TT Marxiana — шрифт с высоким контрастомНачертание Regular менее насыщенное, чем начертание Black

Начертания шрифтов

Каждое шрифтовое семейство или подсемейство состоит из определенного количества начертаний. В зависимости от стиля и вида шрифта, это значение может быть разным.

Обычно начертания разделяют по наклону и толщине. Один шрифт может включать в себя начертания разной толщины, которые при этом могут быть прямыми или наклонными. То есть, например, TT Norms® Pro Thin — это одно начертание, а TT Norms® Pro Thin Italic — другое.

Прямые начертания — основные. Такие шрифты используются чаще, поэтому они есть практически во всех шрифтовых гарнитурах.

Наклонные, или курсивные, начертания — шрифты, знаки в которых расположены под наклоном относительно прямых начертаний. Такие шрифты можно использовать для выделения текста или для оформления заголовков и цитат. Как правило, курсив создают в пару к прямым начертаниям.

Некоторые гарнитуры могут иметь только прямые начертания, например, некоторые декоративные шрифты с выразительным характером. Встречаются и шрифты, в которых есть только наклонные начертания. Рукописные шрифты — наглядный пример, ведь почерк человека, который такие гарнитуры имитируют, часто подразумевает наклон символов.

Как правило, в шрифтах одинаковый набор прямых и курсивных начертаний, то есть жирность курсивных начертаний соответствует жирности прямых.

По жирности начертания могут быть разными.

Можно выделить следующие группы начертаний:

  • тонкие: Thin, ExtraLight, Light;
  • нормальные: Regular, Normal, Medium;
  • полужирные и жирные: DemiBold, Bold, ExtraBold, Black, ExtraBlack.

Выбор начертания зависит от задачи и сферы применения. Для печати крупных материалов, особенно афиш и плакатов, могут использовать жирные начертания, которые лучше выглядят в большом кегле. Выбор шрифта для логотипа зависит от фирменного стиля компании, а вот для набора текстового массива на сайте или в периодической печати чаще выбирают стандартные начертания, например, Regular или Normal.

Как определить хороший шрифт

Хороший шрифт — это гарнитура, подходящая проекту по характеру, ассоциациям и визуальному стилю. Любой шрифт может быть подходящий, если правильно его применять.

Плохих шрифтов не бывает, есть некачественные. С такими шрифтами сложно работать, так как набранный таким шрифтом текст не будет выглядеть гармонично, буквы могут наезжать друг на друга или, наоборот, быть слишком далеко. С подобными шрифтами невозможно работать, поэтому перед приобретением шрифта проверяйте его качество. Это можно сделать, скачав бесплатную версию, — такую возможность предоставляют многие студии.

Как подбирать шрифты

Сложно дать универсальную инструкцию по подбору шрифта, ведь дизайнеры тратят годы, чтобы научиться быстро выбирать необходимую гарнитуру.

Однако есть рекомендации, которые помогут выбрать подходящий шрифт.

1. Внимательно изучите характер шрифта, сравнивая его с позиционированием проекта. Например, если шрифт описан как «мягкий, плавный и воздушный», лучше выбрать его для компаний с таким же позиционированием, например, для бренда одежды, сшитой из натуральных тканей. Бренду в сфере IT такой шрифт вряд ли подойдёт, лучше подобрать что-то технологичное, а для банка или медицинской компании поискать более классический, традиционный шрифт со спокойным характером.

2. Тестируйте! Например, студия TypeType предоставляет триальные, то есть бесплатные, версии своих шрифтов для того, чтобы дизайнер мог примерить шрифт к проекту и решить, стоит ли покупать лицензию. Уточняйте про такую опцию у компании, выпустившей понравившийся шрифт, — часто крупные студии предоставляют бесплатные тестовые версии своим клиентам.

Как выбирать размер шрифта

Шрифт должен выполнять свои цели, то есть хорошо читаться — в случае с массивом текста, и привлекать внимание — в случае с заголовками.

На практике лучше протестировать несколько размеров, чтобы выбрать самый комфортный. Всё зависит от того, где применяется шрифт: в вебе или печатной продукции, в плакатах или в приложении, в книге или на вывеске магазина.

Сочетание шрифтов (шрифтовые пары)

Для каждого проекта лучше использовать не более двух шрифтов — это негласное правило типографики. Конечно, могут быть исключения, но разумнее использовать в дизайне шрифтовые пары.

Шрифтовая пара — это два шрифта, безупречно сочетающиеся друг с другом. Они могут смотреться выигрышно из-за схожести характера или, наоборот, быть привлекательными из-за визуального контраста.

Сочетание изящной антиквы TT Livret Display и нейтрального гротеска TT Commons Pro выглядит привлекательно и гармоничноУниверсальный гротеск TT Norms® Pro и антиква TT Norms® Pro Serif — специально созданная шрифтовая пара в рамках одного семейства. Идеальный шрифтовой дуэт!

Где скачивать шрифты бесплатно и за деньги

Новые шрифты выходят на площадки каждый месяц, и топы популярных гарнитур регулярно обновляются. Бесплатные шрифты можно найти на GoogleFonts, в таких агрегаторах как, например, dafont.com. Иногда шрифтовые студии сами выкладывают некоторые свои шрифты в бесплатный доступ — у TypeType такие тоже есть.

Самая большая коллекция коммерческих шрифтов представлена на площадке MyFonts, там же есть рейтинги самых востребованных гарнитур. Приобретать шрифты можно и напрямую у студий. Например, коллекция шрифтов TypeType регулярно пополняется и обновляется.

Программы для работы со шрифтами и текстом

Практически все современные программы для работы с графикой и текстами, с версткой или монтажом видео поддерживают современные шрифты.

Полезные ссылки: что почитать о типографике?

Познакомиться с классификацией шрифтов можно на сайте или в книге «Letter Fountain», Taschen.

Чтобы узнать, как создаются шрифты и по какой логике формируются гарнитуры разных стилей, прочитайте книгу Геррита Ноордзея «Штрих. Теория письма». Это классическое издание, которое будет полезно не только шрифтовым дизайнерам, но и тем, кто хочет лучше понять типографику.

Заключение

Типографика может показаться сложной, но только издалека. Чем больше вы будете погружаться в изучение шрифтов, тем лучше будете понимать, как и какие шрифты лучше подойдут для ваших проектов.

Начинайте путь знакомства со шрифтами постепенно, постоянно пополняя знания и применяя их на практике.

Если у вас есть вопросы, будем рады ответить в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *