Алфавитный порядок расстановки элементов
АЛФАВИТНЫЙ ПОРЯДОК РАССТАНОВКИ ЭЛЕМЕНТОВ — требует выбора и соблюдения одного из двух основных принципов:
1) «слово за словом» — по алфавиту букв первых слов расставляемых элементов (заголовков рубрик вспом. указателя, заголовков словаря и т. п.), затем по алфавиту букв вторых слов и т. д.;
2) «буква за буквой» — по алфавиту букв всех слов элементов. Напр.:
Поскольку место элемента определяется принципом расстановки, это обязывает составителя и издателя оговорить принятый принцип. Выбор же того или иного принципа определяется тем, какой из них будет проще для читательского поиска. В большинстве случаев расстановка «слово за словом» проще, так как не требует сложного побуквенного анализа многословного элемента (лишь по отд. словам, сначала первым, а при одинаковых первых — по вторым и т. д.). Но в некоторых случаях предпочтительнее расстановка «буква за буквой»:
1) когда указатель, напр., имеет правописательное значение и лучше не разводить одинаковые, но пишущиеся по-разному словосочетания (раздельно, слитно, через дефис);
2) когда в указателе, напр. географических названий, встречаются сложные названия с частями, соединенными дефисом, и однотипные, состоящие из раздельно пишущихся слов:
При ином порядке читатель будет испытывать затруднения при поиске. Он ведь может не знать принятого написания, и ему проще рассматривать все их как однословные, т. е. побуквенно, независимо от принципа написания;
3) когда в указателе имен встречаются сложные иностр. имена, начинающиеся с артиклей и частиц, пишущихся то раздельно, то слитно, то через дефис с последующей частью; в этом случае их также удобнее искать, рассматривая побуквенно, напр.:
Трудные случаи расстановки по алфавиту:
1. Заголовки с цифровыми номерами. Их место определяется следующим образом:
а) Когда такой заголовок стоит в ряду (без цифр), его ставят в то место, где он бы стоял, если бы номер был написан буквами (как слово). Напр.:
б) Когда такой заголовок стоит в ряду одинаковых, различающихся только номерами, его ставят в порядке этих номеров, поскольку по номерам искать легче: для этого не надо мысленно превращать цифры в слова и затем анализировать буквенный состав последних: Генрих I, Генрих II и т. д.
2. Заголовки, начинающиеся с цифровых обозначений. Их располагают в том месте, где они бы стояли в том случае, если бы числительное было написано буквами: III Интернационал (на месте, где стояло бы сочетание Третий Интернационал). Однако, если однотипных словосочетаний, начинающихся цифровыми номерами, много, есть смысл инверсировать слова в заголовке, чтобы сосредоточить их в одном месте, а не разбрасывать по указателю или словарю, напр.:
3. Рубрики с одинаковыми заголовками, различающимися только периодами в качестве подзаголовков. Их принято располагать по хронологии периодов:
4. Заголовки — инициальные аббревиатуры. Их принято ставить либо как обычные слова по их буквенному составу (магистр, МАЗ, метрополитен), либо при значительном их числе выделять в самостоятельный ряд, расположив в начале или конце слов, начинающихся на ту же букву, о чем желательно предупредить читателя.
5. Заголовки не на языке издания. Их при небольшом числе ставят либо в то место, где бы они стояли, если бы их транскрибировали (транслитерировали) на языке издания (девиз, de visu — де визу); либо, если число их значительно, выделяют в самостоятельные ряды (блоки) после слов на языке издания по звучанию начальной буквы; либо, наконец, дают в виде отд. указателя на иностр. языке в алфавите этого языка или на всех иностр. языках с одной графикой, напр. латиницей.
6. Заголовки — сложные слова с частями, которые соединены дефисом (черно-белые иллюстрации). Их принято рассматривать как единое слово, что существенно при порядке «слово за словом». Однако сомнение у читателя могут вызвать двойные фамилии, сложные географические названия, сочетания слов, одно из которых является приложением (вагон-ресторан, кафе-столовая), и при порядке «слово за словом» надо предупредить читателей о том, как именно рассматривает подобные слова составитель, или при обилии таких слов предпочесть порядок «буква за буквой».
7. Одинаковые заголовки. Их ставят в порядке алфавита вводимых для различия подзаголовков. Напр.:
8. Заголовки — имена с артиклями, частицами, предлогами в своем составе. См. Артикль.
Издательский словарь-справочник. — М.: ОЛМА-Пресс . Мильчин А.Э. . 2003 .
Русский [ править ]
Устойчивое сочетание (термин). Используется в качестве именной группы.
Произношение [ править ]
- МФА: [ ɐɫfɐˈvʲitnɨɪ̯ pɐˈrʲadək ]
Семантические свойства [ править ]
Значение [ править ]
- способ перечисления, расположения чего-либо, основанный на следовании букв друг за другом в алфавите ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
Синонимы [ править ]
Антонимы [ править ]
Гиперонимы [ править ]
Гипонимы [ править ]
Этимология [ править ]
Перевод [ править ]
- Английскийen: alphabetical order
- Испанскийes: orden alfabético
- Итальянскийit: ordine alfabetico
- Немецкийde: alphabetische Ordnung; Buchstabenfolge
- Португальскийpt: ordem alfabética
- Финскийfi: aakkosellisuus; aakkosjärjestys
- Французскийfr: rang alphabétique
Библиография [ править ]
Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её .
В частности, следует уточнить сведения о:
- Русский язык
- Устойчивые сочетания/ru
- Нужна аудиозапись произношения/ru
- Статьи без примеров употребления
- Нужны сведения о семантике/ru
- Нужна этимология/ru
- Статьи, нуждающиеся в доработке/ru
- Требуется категоризация/ru
Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов
Данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса НФПК ?Разработка Инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК) для системы общего образования?. Учебно-методический комплекс ?Новая начальная школа 1-4? разработан в системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова с целью помочь учителю осуществить координацию учебных предметов начальной школы. Для просмотра его на локальном компьютере желательно использовать ?Систему организации учебного процесса ?1С: Образование 4. Школа?. Её применение позволит представить материалы в систематизированном и более удобном для использования виде.
[Карточка ресурса]
Обратите внимание
Для локального просмотра ресурсов данного раздела рекомендуется использовать Систему программ «1С:Образование 4. Школа» из раздела Инструменты организации учебного процесса
Алфавитный порядок слов в словарях
Найдено документов — 5
Задание, требующее расставить слова на время в алфавитном порядке
Задание, требующее расставить слова на время в алфавитном порядке
Задание, требующее расставить слова на время в алфавитном порядке
Задание, требующее расставить слова на время в алфавитном порядке
Задание, требующее применить принцип построения слов в алфавитном порядке на «чужом» алфавите
Алфавитный порядок слов
Урок русского языка, учащий детей ориентироваться в алфавитном порядке, а также самостоятельно раскладывать и систематизировать слова и предметы в алфавитном порядке.
Садвакасова Амина Серикжановна
Содержимое разработки
Раздел долгосрочного плана:
Дата: 24.09.19
ФИО учителя: Садвакасова А.С
Количество присутствующих:
отсутствующих:
Алфавитный порядок слов
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
1. Предметные:
— систематизация знаний об алфавите русского языка;
— умение различать звуки и буквы;
— умение работать со словарем разных типов.
2. Метапредметные:
— овладение логическими действиями анализа, сравнения и обобщения;
— умение вести диалог с учителем и одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
3. Личностные:
— формировать положительную мотивацию к обучению;
— способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.
— формировать чувства уважения у учеников.
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Вступительный этап
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ученики! Начался урок, поэтому садимся тихо-тихо и вспоминаем правила поведения на уроке.
Каждый день-всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Меня зовут Амина Серикжановна, и сегодня я буду учителем на этом уроке Русского языка.
Основной этап
1.Ввод в тему урока.
Для того, чтобы узнать тему нашего урока, мы отгадаем две загадки.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Знает каждый грамотей.
От рождения немые,
А как только станут в ряд —
Сразу все заговорят.
Алфавит и буквы, молодцы!
Теперь поиграем в игру.
На доске развешаны имена и фамилии детей, учащихся во 2 «В» классе.
Помогите расположить имена и фамилии учеников вашего класса по журнальному списку.
Молодцы, дети! Вспомните отгадки на загадки в начале урока. Алфавит и буквы, правильно. А что мы сделали потом? В каком порядке мы расположили имена и фамилии? В Алфавитном. А как мы расположили? Правильно, смотрели на первые буквы имени и фамилии.
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Тема нашего урока: Алфавитный порядок слов.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое алфавитный порядок слов.
2.Работа с поговоркой.
Сейчас открываем книгу на странице 37. Обратите внимание на поговорку сверху. Прочтите ее. Дерево держится корнями, а человек — семьей. Как вы думаете, что она значит? Хорошо. Наша сквозная тема урока: Семейные традиции.
Открывайте тетради и записывайте число, Классная работа. Перепишите поговорку в тетрадь.
3. Работа с текстом.
Обратите внимание на текст под номером один.
Прочитай. Объясни, почему мальчик хотел, чтобы его фамилия начиналась с буквы «Я». Определи, это стихотворение, рассказ или статья.
Я начинаю читать, все следят, после кто-то из вас продолжает по моему выбору.
(спросить заранее у учителя имена и фамилии детей, кто хорошо читает)
Скажите, а почему мальчик хотел, чтоб его фамилия была последней? Данный текст является статьей, стихотворением или рассказом? Правильно, рассказом. А почему?
Чем отличается рассказ от стихотворения?
- Рассказ – одна из прозаических форм эпического жанра. Стихотворение относится к лиро-эпическим литературным жанрам.
- Ритмическая организация в рассказе проявляется на уровне авторского стиля. В стихотворении ритм является основой упорядоченного чередования ударных и безударных слогов, то есть, стихотворного размера.
- В рассказе не используется рифма. В большинстве стихотворных текстов рифма считается обязательным формообразующим элементом.
- Рассказ строится на сюжетной основе. В стихотворении чаще всего сюжетная линия отсутствует.
- Повествование в рассказе связано с необычным эпизодом из жизни главного героя. Стихотворение передает эмоциональное состояние лирического героя, вызванное какими-либо важными для него событиями.
- Содержание рассказа можно передать в краткой форме без искажения авторской идеи. Пересказать стихотворение своими словами невозможно.
4.Определение алфавитного порядка слов. Ребята, а как думаете, что такое Алфавитный порядок слов? Правильно, это когда слова расставляются друг за другом по алфавиту. (У Бориса спросить отдельно) На странице 37 есть дефиниция в зеленой рамочке. Карим, прочти его. Алфавитный порядок слов — это расстановка слов по алфавиту. Теперь читаем все вместе два раза. Кто сможет сам наизусть ответить, что такое Алфавитный порядок слов?
5. Определение мест, где используют алфавитный порядок слов. Мы узнали, что такое алфавитный порядок слов, но где его используют? Обратите внимание на картинки внизу страницы. Где еще могут использовать алфавитный порядок?
6.Повторение алфавита. Ребята, а точно ли все помнят алфавит? Все вместе хором проговорим его.
А а | Б б | В в | Г г | Д д | Е е | Ё ё |
Ж ж | З з | И и | Й й | К к | Л л | М м |
Н н | О о | П п | Р р | С с | Т т | У у |
Ф ф | Х х | Ц ц | Ч ч | Ш ш | Щ щ | Ъ ъ |
Ы ы | Ь ь | Э э | Ю ю | Я я |
7. Упражнение № 4. Обратите внимание на задание № 4 на странице 38.
прочитай слова. Запиши их в алфавитном порядке. Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, тетя. Выходим к доске и записываем слова по одному в алфавитном порядке. Сначала устно. Какое слово идет первым? Правильно, бабушка.
Бабушка |
Дедушка |
Мама |
Папа |
Сестра |
Тетя |
Физминутка. Прыгай ножка по дорожке. Прыгай и другая. Все девчонки и мальчишки в классе отдыхают. Побежали все трусцой, дружный бег на месте. А теперь наклон большой, поклонились вместе. Руки вверх, глубокий вдох. Руки опустили. А теперь ещё разок это повторили. Отдохнули? Хорошо! А теперь за дело. Вот и день уже прошёл. Время пролетело.
8. Самостоятельная работа. На странице 39 обратите внимание на упражнение 8. Расположи буквы в алфавитном порядке. Запиши получившиеся слова. Рассчитаемся по номерам до девяти. Один ученик сразу же называет три числа. Запоминайте свои числа! Допустим, начинает Владислав: 1, 2, 3. Далее Борис продолжает: 4, 5 ,6. После Айзере: 7, 8, 9. Значит, Амина называет…? Правильно, 1, 2, 3. И так далее. Какие числа вы назвали, под таким числом и выполняете задания. Девятая анаграмма на доске.
1) е,м ,и, б, ж. (бежим) 2)ь, я, и, л. (илья) 3)ь, е, д, н (день)
4)т, о, м, с (мост) 5)и, ё, к, ж (ёжик) 6)и, л, ж (жил) 7)е, е, в, р (веер) 8) я, и, м (имя) 9) ь, с, т, к (кость) — на доске
Карточки с ФИО учеников на доске
Учебник русского языка. Страница 37. Рабочая тетрадь.
Учебник русского языка. Страница 37.