Какой из перечисленных методов не является интерактивным
Перейти к содержимому

Какой из перечисленных методов не является интерактивным

  • автор:

Интерактивные методы в современной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатюк Владимир Феофанович

В статье рассмотрены некоторые интерактивные методы современной педагогики . Приведены примеры различных видов интерактивности и результаты экспериментальных исследований. Показано, что при электронном обучении интерактивность сопровождается использованием мультимедиа .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбатюк Владимир Феофанович

Обработка данных электронного журнала учета результатов обучения

Годовой температурный режим темно-каштановых почв равнин в разных высотных поясах Центральной Монголии

Методика распределения экономической ответственности исполнителей за задержку окончания строительства

Концепция системного цифрового электронного ресурса по теме: «Основы создания интерактивных мультимедиа обучающих средств

Синергетика в современном обучении
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы в современной педагогике»

УДК 37.02 ББК 74.202

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые интерактивные методы современной педагогики. Приведены примеры различных видов интерактивности и результаты экспериментальных исследований. Показано, что при электронном обучении интерактивность сопровождается использованием мультимедиа.

Ключевые слова: педагогика, интерактивность, мультимедиа, электронное обучение.

V. F. Gorbatyuk INTERACTIVE METHODS IN THE MODERN PEDAGOGICS

Abstract. In article some interactive methods of modern pedago-gics are considered. Examples of various types of interactivity and results of experimental researches are resulted. It is shown that at e-learning interactivity is accompanied by use of multimedia.

Keywords: pedagogics, interactivity, multimedia, e-learning.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». В интернете одним из участников взаимодействия является, безусловно, человек. Для того, чтобы говорить о другом субъекте, следует выделить цели, преследуемые человеком в интернете: o получение информации; o общение с другими людьми.

Взаимодействие может осуществляться с: o электронным ресурсом (ресурсом интернета);

o другим человеком, с которым данный пользователь осуществляет общение посредством служб интернета (электронная почта, Skype, ICQ, web-форум и пр.).

Степень интерактивности — это показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно пользователь может добиться своей цели. Элементами интерактивности являются все программные модули (функции сайта), с помощью которых человек (пользователь) может взаимодействовать с сайтом или другим человеком, посредством этих инструментов.

Интерактивность — постоянное систематическое взаимодействие обучаемого и преподавателя и обучаемых между собой в учебном процессе.

При современном обучении интерактивность постоянно реализуется на двух уровнях: o на уровне взаимодействия обучаемого и преподавателя и обучаемых между собой (средствами интернет-технологий);

o на уровне взаимодействия обучаемых с используемыми ими средствами мультимедиа.

Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ цифровых мультимедиа по сравнению с другими средствами представления информации. Интерактивность подразумевает процесс предоставления информации в ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять представлением информации: обучаемые могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи информации и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям [6].

Модели электронного обучения: e-learning и b-learning [5]: o e-learning (досл. — электронное обучение) — это обучение с помощью интернета и мультимедиа». Такое определение дали ему когда-то специалисты ЮНЕСКО. Технологии стремительно развиваются и для е-learning используются электронная почта, Internet-форумы, Internet-сообщества, видео-лекции, видео-конференции, case-study, онлайн-тестирование, онлайн-консультирование, экспертные системы и т.п. E-learning — процесс приобретения знаний и навыков с помощью образовательной среды, основанной на использовании информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и реализующих систему сопровождения и администрирования учебного процесса;

о Ь-1еагш^ — это смешанное обучение, объединение очного и виртуального сценариев, ставшее основной формой взаимодействия преподавателя и учащегося. В данном случае присутствует электронная компонента образования, то есть компьютер, Интернет, информационные технологии, а также классическая форма передачи знаний по принципу «человек — человек».

Рис. 1. Усовершенствованная циклическая модель обучения [1, 4]:

а — циклическая модель обучения; 1 — электронный образовательный ресурс преподавателя по предмету; 2 — база заданий преподавателя по предмету для выполнения мета-проектов; 3 — цикл (шаг) обучения; 4 — цикл (шаг) применения знаний;

5 — самостоятельное обучение; 6 — самостоятельное применение знаний; 7 — помощь (консультация) преподавателя;

8 — помощь товарищей (взаимное обучение)

Одно из самых ключевых понятий в современном электронном обучении (e-learning) — интерактивность. Интерактивность — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы телекоммуникаций, педагогика, e-learning, социология, промышленный дизайн и других. В настоящее время среди специалистов перечисленных областей отсутствует конкретное устоявшееся определение значения этого термина.

Часто этот термин определяют так: интерактивность — это принцип организации системы, при котором поставленная цель достигается взаимодействием элементов этой системы путем информационного обмена. Или так: интерактивный — от слова interactive — взаимодействующий. Система, обменивающаяся информацией в обе стороны. Например, обычный учебник можно только читать, т.е. получать информацию, а при работе с интерактивной обучающей программой пользователь может сам выполнять какие-то действия и получать на них ответ.

Интерактивный подход — это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного занятия (урока). Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов.

На занятиях преподаватель использует не просто просмотр информации как иллюстрации к лекции или сопровождающий слайд-доклад, а пытается обеспечить интерактивное взаимодействие в процессе обучения, использовать обучающие программы-тренажеры, с помощью которых обучаемые могут в своем темпе усваивать предмет, проходить контрольные тесты. Мультимедийная составляющая в условиях, приближенных к действительности, позволяет отрабатывать необходимые навыки. Мультимедиа проникают практически во все сферы деятельности. В образовательном процессе применение продуктов мультимедиа занимает все большее место. Новые технические средства, например, интерактивные доски, программы, обеспечивающие интерактивное взаимодействие участников обучения, становятся мощным инструментом для эффективной организации обучения.

Хотя автором проводятся исследования по всем читаемым им курсам, в данной работе в связи с ограниченным объемом в качестве примера приведены только результаты экспериментальных исследований по новому (введенному в ТГПИ имени А. П. Чехова с 2010 г.), сложному и очень интересному для студентов предмету «Основы создания видео- и мультимедиа обучающих средств» для специальности «Технология и предпринимательство» [2].

^[2 Электронные учебники книги справочники видеоролики]

Графика] Видео] ^[6 Интерактивность] |р)Г7 Копирование]

задания] ¿^[9 Програмны разные]

Рис. 2. Разделы электронного ресурса предмета (около 20 Гб)

Все задания по данному предмету даются в форме мета-проектов с элементами интерактивности [3]. В качестве примера приведён образец одного задания [5].

Задание № 7. Интерактивность

1. Познакомиться с имеющимися в электронном ресурсе интерактивными программами.

2. Выполнить по выбранной программе задание преподавателя.

3. Оформить отчет по результатам выполнения задания п. 2. Для этого нужно создать и смонтировать небольшой видеоклип. Имя файла: Задание 7 ФИО^ь

Предмет «Основы создания видео- и мультимедиа обучающих средств». Учебная группа ТП-46, 2010/2011 учебный год. Результаты обучения, отраженные в электронном журнале (рис. 3), обработаны по методу временных сечений.

Ниже приведены примеры некоторых интерактивных электронных ресурсов: электронная энциклопедия, программа «Интерактивная физика», интерактивная программа построения графиков, видеоролик из интерактивного мультимедийного занятия и видеоклип студента, выполнившего задание 7 по предмету «Основы создания видео- и мультимедиа обучающих средств». Как видно из нижеприведенных рисунков, все интерактивные электронные ресурсы имеют средства, позволяющие осуществлять взаимодействие пользователя с данным электронным ресурсом.

3bjbhhe1 3BJBHHE 2 3bjbhhe 3 3BJBHHE 4 Залашу i 3bjbhhe fi 3bjbhhe 7 Зачет Экзамен

01- АёЖШ Вероника Георгиевна 01.04.11 13.05.11 16.05.11 13.05.11 13.05.11 16.05.11 14.05.11 17.06.11 ОЗдш ТП-07001

02. Ар.Ш.Ш Да вид С.ШШЙШ 03.06.11 03.06.11 03.06.11 03.06.11 03.06.11 16.06.11 16.06.11 17.06.11 23 хор ТП-07002

03. Ёашшш Николай Сергеевич Сх 00.04.11 08.04.11 29.04.11 29.04.11 06.05.11 28.05.11 28.05.11 17.06.11 09 0Ш ТП-07003

04. Шшш Игорь Алексее вич 01.06.11 01.06.11 01.06.11 01.06.11 01.06.11 01.06.11 01.06.11 17.06.11 07&Ш Ф-06127

05. Гриценко Сергей Александрович 31.05.11 31.05.11 01.06.11 31.05.11 31.05.11 01.06.11 01.06.11 17.06,11 19 хор ТП-07004

06. Гу рье в Ал е кса н др Ал е кса н дрович 14.06.11 13.06.11 25.05.11 18.05.11 18.05.11 25.05.11 10.06.11 17.06,11 05 удов ТП-07005

07. Демидов Гри пори й Ал ексеевич 07.04.11 26.05.11 03.06.11? 09.06.11 27.05.11 09.06.11 09.06.11 16.06.11 17.06.11 13 отлично ТП-07006

08. Зайцев Николай Иванович 2505.11 26.05.11 26.05.11 25.05.11 25.05.11 25.05.11 25.05.11 17.06.11 16 хор ТП-07007

09. КайИШШ Вадим Сергеевич 01.06.11 01.06.11 01.06.11 01.06.11 01.06.11 01.06.11 03.06.11 17.06.11 06ш ТН-0700&

10. Кравцов Сергей Александрович 08.04.11 29.04.11 08.04.11 22.04.11 22.04.11 22.04.11 02.06.11 17.06.11 отлично Ф-06103

«1 «1 ■ ДяДШШЗ АпексейЕладимирович 05.06.11 05.06.11 05.06.11 05.06.11 05.06.11 05.06.11 05.06.11 17.06,11 н/д ТП-07010

12. Паленая Ирина Михайловна 06.04.11 10.04.11 29.04.11 14.05.11 29.04.11 14.05.11 16.05.11 17.06.11 ЗОЙШ ТП-07011

13. П ичу по в Арте м Е л а ди м и ро вич 01.04.11 01.04.11 01.04.11 07.04.11 07.04.11 07.04.11 11.05.11 17.06.11 20 0X0 ТП-07012

14. ОйОШШМЮлия Ивановна 07.04.11 06.05.11 20.05.11 20.05.11 20.05.11 20.05.11 20.05.11 17.06.11 21ДШ ТП-07013

15. Прядева Юлия Игоревна 07.04.11 06.05.11 06.05.11 06.05.11 06.05.11 20.05.11 20.05.11 17.06.11 26ДШ ТП-07014

16. Пу гачевЕвген ий Ал екса ндрович 03.06.11 08.06.11 07.06.11 05.06.11 08.06.11 07.06.11 08.06.11 17.06.11 08ДШ ТП-07015

17. Редина Виктория ВиктороБна 08.04.11 29.04.11 06.05.11 06.05.11 20.05.11 20.05.11 10.06.11 17.06,11 14дш ТП-07016

13. Семенцов Борис Алексеевич 08.04.11 29.04.11? 27.05.11 19.05.11 26.05.11 27.05.11 27.05.11? 16.06.11 17.06.11 15 отлично ТП-07017

19. Филиппов Антон Владимирович 28.05.11 28.05.11 28.05.11 28.05.11 28.05.11 28.05.11 28.05.11 17.06.11 17 хор ТП-07019

20. Уапша Владислав Николаевич 10.06.11 08.06.11 08.06.11 08.06.11 08.06.11 10.06.11 09.06.11? 11.06.11 17.06.11 13 отлично ТП-07020

21. Черепенко Артем Юрьевич 28.05.11 28.05.11 15.06.11? 17.06.11 28.05.11 28.05.11 28.05.11 28.05.11 17.06.11 22 ЯШ ТП-07021

22. ЧирковАнтон Николаевич 30.05.11 30.05.11 31.05.11 30.05.11 30.05.11 31.05.11 31.05.11 17.06.11 01 ЯШ ТП-07022

23. Карпухин Иван Викторович 16.06.11 16.06.11 16.06.11 16.06.11 16.06.11 16.06.11 16.06.11 17.06.11 04 удов ТП-07009

3bjbhie 1 3bjbhhe 2 3bjbhhè J 3BJBHHÈ 4 3bjbhhe 5 3bjbhhè fi 3bjbhhè 7 Зачет Экзамен

Рис. 4. Результаты экспериментальных исследований:

ряд 1 — общее количество студентов, не выполнивших задание №; ряд 2 — общее количество студентов, выполнивших задание №; ряд 3 — количество студентов, выполнивших задание № в данный период; 1, 2, 3, 4, 5 — номер периода 2011 г.: 01.04-15.04:16.04-30.04:01.05-15.05:16.05-31.05:01.06- 16.06.

Рис. 5. Интерактивный энциклопедический словарь

Рис. 6. Компьютерная модель из программы «Интерактивная физика»

Рис. 7. Интерактивная программа построения графиков функций

Рис. 8. Видеоролик из интерактивного мультимедийного занятия по изучению графического редактора Photoshop

Н Эи-ч» М u*c н Brmp Н Сети»

В основном Сатурнвктоит из водорода, с примесями гелия и следами воды, метана, аммиака и «горных

Рис. 9. Видеоклип студента, выполнившего задание 7 по предмету «Основы создания видео- и мультимедиа обучающих средств»

1. Рассмотрены основные определения интерактивности. Показано, что интерактивные методы эффективны в современной педагогике, а при электронном обучении эффективность интерактивности увеличивает использование мультимедиа.

2. Приведена усовершенствованная циклическая модель обучения. Модель учитывает самоорганизацию [4] в группе обучаемых, положительный эффект взаимного обучения. Задания студенты выполняют в форме мета-проектов.

3. Применение идей мета-проектного обучения приводит к целенаправленному обучению студентов, которые приобретают глубокие и полезные знания, формируя умения решать реальные задачи, которые встречаются в жизни [3]. В результате вся учебная группа в полном составе и в срок выполнила все задания мета-проектов по данному предмету и была успешно аттестована (сдала экзамен).

4. Приведены результаты экспериментальных исследований процесса обучения по одному предмету, которые показали эффективность предложенной автором модели обучения [4].

5. Приведены примеры некоторых интерактивных электронных ресурсов, как используемых автором, так и создаваемых студентами в процессе обучения.

1. Горбатюк, В. Ф. Модели системы обучения в условиях внедрения технологий e-leaming // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. — 2011. — № 1. Физико-математические и естественные науки. — С. 116-122.

2. Горбатюк, В. Ф. Учебный курс «Основы создания видео- и мультимедиа обучающих средств» [Электронный ресурс] // Интеграция медиаобразования в условиях современной школы: мат-лы Первой городской научной конференции. — Электрон. дан. — Таганрог, 2010. — Режим доступа: http://www.mediagram.ru/netcat_files/99/123/h_fada1846d71b2475708ae3d3c3e030ee (on-line). — 10 с.

3. Горбатюк, В. Ф. Некоторые результаты применения мета-проектного обучения при изучении физики и дисциплин специализации в педагогическом вузе // Интегративный подход в психолого-педагогической подготовке современного учителя. сб. науч. трудов / под ред. проф. В.Т. Фоменко. — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. — С. 93-102.

4. Горбатюк, В. Ф. Модель обучения на основе системного подхода и синергетики // Методология и технологии высшего образования в информационном обществе: мат-лы докладов Международ. науч.-практ. конф., 6 сентября 2011 года / под ред. академика РАО Г. А. Берулавы. — Сочи: Изд-во Международ. инновационного ун-та, 2011. — С. 294-299.

5. Горбатюк, В. Ф. Основы создания обучающих средств мультимедиа: учеб. пособие /отв. ред. проф. И. А. Стеценко. — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2011. — 200 с.

6. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. академик РАО, проф. И. В. Роберт, проф. Т. А. Лавина. — М.: ИИО РАО, 2009. — 96 с.

УДК 37 ББК 74.00

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Проведено исследование понятия «активность» в философской, психологической, биологической, педагогической научной литературе. Дано определение понятия «социальная активность», рассмотрены ее виды: трудовая, познавательная, художественно-творческая, коммуникативная, аксиологическая, гражданская.

Ключевые слова: активность, социальная активность, гражданская активность, молодежь, классификация, личность.

THE ESSENCE OF THE CONCEPT «ACTIVITY» IN CIENTIFIC LITERATURE

Abstract. A study of the concept of «activity» has been conducted in the philosophical, psychological, biological, educational, scientific literature. The definition of «social activity» has been given, its species have been considered: labor, cognitive, artistic, creative, communicative, axiological, civil.

Keywords: activity, social activity, civil activity, youth, classification, person (individual).

Современный мир становится все более сложным и противоречивым. В результате изменений основ отношений в российском обществе, социально-политической и социально-экономической системы, особую актуальность представляет проблема ориентации человека в со-

Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке?

Поддерживаю комментарйи0 Не согласен с высказываниемСпам

6 vera-evdokimova-62 • 18:16, 11.03.2021

Считаю копирование американских терминов неоправданным, попытки примитивного переноса частных приёмов, вырванных из контекста системы образования и воспитания — легкомыслием, причем, разрушительным.

Поддерживаю комментарйи0 Не согласен с высказываниемСпам

5 lilim37@mailru • 13:09, 03.03.2020

Активные методы обучения подробно разрабатывались в отечественной дидактике и педпсихологии. Приведённый перечень учёных, причастных к активным методам, заканчивается именем Дьюи. Между тем боле глубоко активные методы разработаны в нашем образовании, начиная с всемирно признаваемого Л.С.Выготского и его продолжателями: психологами Элькониным, Давыдовым, Занковым, дидактами Лернером, Махмутовым, Матюшкиным. Если бы учителя изучали труды наших учёных, они бы более эффективно вели учебный процесс. Но они бросаются на блёстки американского поверхностного обучения. Что такое «кейс-технологии»? Это урок по случаю, напоминающий хорошо разработанный проблемный метод. Разница в том, что проблемный метод предполагает постоянное его применение, а кейс — от случая к случаю, прыжок через пропасть. А что такое «квест», широко распространившийся среди учителей? Это поиск. В проблемном методе как раз и идёт поиск разрешения проблемы. А что такое критическое мышление? Наши философы Мамардашвили, Ильенков, Шимина, Шапоринский и другие убедительно показали, в чём заключаются истоки усвоения знаний, что является генетическим истоком знания. Показали значение анализа и синтеза, восхождение от абстрактного к конкретному. Но стоило за океаном назвать анализ и синтез критическим мышлением, как мы кинулись в эту сторону, понимая этот термин упрощённо: критический, значит умение критиковать. Почему наши педагоги так легко бросаются на новинки из-за Бугра, вместо того, чтобы изучить великие труды наших учёных? Потому что настоящие научные труды требуют труда понимания. Видимо, нашим педагогам это не по зубам. Поэтому и коментарии «Спасибо, просто и доступно». Просто, простенько, не требующее углублённого умственного труда. Печально!

Поддерживаю комментарйи0 Не согласен с высказываниемСпам

4 Комментарии • 10:56, 10.09.2019

Интерактивные методы обучения: особенности, результаты и эффективность применения в дошкольном учреждении

Образовательные стандарты дошкольного образования определяют цель общего образования – подготовка высокоинтеллектуальных и разносторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

Современная модель дошкольного образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании и применении педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого воспитанника, его активности. На сегодняшний день современный воспитатель должен идти в ногу со временем, применяя новейшие технологии. Перед педагогами встает стратегическая задача: обеспечить индивидуальный путь развития ребенка через использование всех видов детской деятельности, предусмотренных ФГОС: образовательных, индивидуальных, конструктивно-исследовательских, организационно-проектных.

Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира, для формирования фонематического восприятия детей, для развития всех сторон речи. Поэтому задача детского сада – обогатить представления дошкольника об окружающем мире, научить его видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния, научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику, пробуждать познавательный интерес. Дошкольник проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

«Невозможно переоценить значение познавательной деятельности, – утверждает Г.М. Щукина, – для общего развития учащегося и формирования его личности, под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания». Познание требует активной работы мысли и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Овладение знаниями, их «присвоение» требует не только запоминания, но и их переосмысливания. Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение и множество других операций познавательной деятельности способствует апробированию знания, совершенствованию их усвоения. Знания, наполненные глубокими понятиями, приобретают для ребенка личностную значимость и надолго остаются в их памяти.

Сегодня очень эффективен и широко используется новый подход в обучении дошкольников – интерактивное обучение. Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру непосредственной образовательной деятельности с детьми, требует особой организации и особого выбора необходимых интерактивных методов и приемов обучения. Технология интерактивного обучения дает возможность одновременно реализовать познавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные аспекты образовательного процесса. Это позволяет педагогу решать комплекс обучающих задач за более короткое время и с более высоким качеством усвоения материала. Цель интерактивного обучения состоит в обеспечении эмоционально-личностного роста каждого ребенка, в создании комфортных условий, при которых дети активно взаимодействуют между собой и при этом каждый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Организация познавательной деятельности детей в форме интерактивного обучения позволяет решать такие задачи, как:

– развивать мыслительные процессы дошкольников (анализ, синтез и т.д.);

– развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

– развивать речевую активность детей;

– развивать коммуникативные умения и навыки;

– формировать мотивационную готовность к межличностному взаимодействию дошкольников;

– формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с окружающим его миром, развивающей предметно-пространственной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Интерактивное обучение – это образовательный процесс, организованный таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность воспитателей и дошкольников в процессе познания, освоения материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Самой главной задачей педагога в интерактивной технологии является направление процесса обмена информацией и помощь в нем: выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности; соединение теории и практики; взаимообогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания; поощрение творчества.

Таким образом, педагог берет на себя функцию фасилитатора, которая заключается в профессиональной организации процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Педагог в роли фасилитатора демонстрирует свою способность инициировать продуктивную деятельность группы, создавая комфортный микроклимат в группе. Главные качества фасилитатора – способность открыто выражать собственные мысли и переживания в межличностном общении. Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от педагога необходимых методических и психологических знаний и умений. Например, умения использовать техники, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения, умения правильно организовывать пространство для совместной образовательной деятельности, умения регламентировать этапы работы и т. д.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.

Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);

2) Парная (задание выполняется в паре);

3) Групповая (задание выполняется в подгруппах);

4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);

5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

Для решения воспитательных и образовательных задач воспитатели ДОУ используют следующие интерактивные формы и методы:

Кейс-метод в виде проблемных ситуаций в процессе освоения отдельных образовательных областей. Суть метода состоит в том, что участникам дается описание определенной ситуации, которая смоделирована как реальная. В ходе совместной деятельности они знакомятся с проблемой и обдумывают способы ее решения. В небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.

В своей педагогической деятельности наши педагоги используют несколько видов ситуаций:

– Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации, задача участников найти решение или прийти к выводу о его невозможности.

– Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден, задача участников провести анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

– Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения, в этом случае задача участников оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.

– Ситуация-упражнение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме, для этого участникам предлагается проанализировать данные ситуации и найденные решения, используя при этом приобретенные знания.

– Метод «Мозговой штурм» заключается в том, чтобы на протяжении ограниченного периода времени путем расторможения необходимо собрать от всех участников как можно больше идей относительно заданной темы.

– Метод «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом и наиболее эффективен на стадии введения в новую тему, помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии.

Для дошкольников более подходящими методами обучения являются игры. Характерное отличие ролевой игры – условность действий, что делает общение оживленным и захватывающим. Цель игры – развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Методики проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

– Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного педагогического мероприятия.)

– Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств. Кавтарадзе Д.Н. выделяет несколько видов ролевых игр: ролевая игра в форме дискуссии и специальная ролевая игра, для проведения которой необходимо сформулировать и осознать смысл ситуации.

Во-первых, ролевая игра предусматривает принятие участниками на себя определенных ролей, реализация которых требует от них дополнительных знаний, относящихся к принятой роли. Участники ролевой игры имеют различные цели и исполняют разные роли, способствующие формированию умений и навыков, помогающих решению проблем профессионального самоопределения.

Во-вторых, ролевая игра предполагает подражание ее участников действительности в речевом и неречевом поведении.

В-третьих, взаимодействие участников игры не только на основе диалога и полилога, наличие сотрудничества и партнерства между участниками.

Организация целесообразного взаимодействия в результате ролевой игры считается невозможной без соблюдения определенных ее правил:

– доброжелательная, творческая атмосфера проведения;

– активное взаимодействие всех участников игры.

При подготовке к игре совершенствуются познавательные умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Выделяя основные особенности имитационной игры как интерактивной, можно отметить, что в ней используется только одна роль, которая тиражирована, значит, взаимодействие ролей отсутствует. Кроме этого, отсутствует модель управляемой системы и объекта управления, общая цель игрового коллектива, а деятельность игроков оценивается по конечному результату.

Дисскуссия, как интерактивный метод обучения, – целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе. В процессе дискуссии наиболее полно представлена возможность:

– моделировать реальные жизненные проблемы;

– вырабатывать у участников процесса умение слушать и взаимодействовать с другими;

– продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;

– обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

Дискуссия, сама по себе, выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему, инициирует всесторонний анализ каждой из них, формирует собственный взгляд каждого участника дискуссии на ту или иную проблему.

В результате использования интерактивных методов происходит: эффективное усвоение информации; коммуникативная компетентность; сотрудничество; доверие; толерантность; эмпатия; рефлексия; познавательная активность; творческая самостоятельность; удовольствие от совместной деятельности; сплоченность; взаимоуважение; приобретение важных социальных навыков; индивидуализация обучения.

Преимущества использования интерактивных технологий в дошкольном образовании: если начать внедрять такие интерактивные методы обучения в ДОУ с самого раннего возраста, тогда мы придем к тому, что человек, развиваясь, будет нести в себе зерно интерактивных методов. Все конструктивные особенности этих методов будут проявляться и в дальнейшей жизни. Это поможет ребенку эффективно налаживать взаимодействия в любой сфере своей деятельности, быть хорошим собеседником и уметь воспринимать информацию, а также научит его самостоятельно прорабатывать, обрабатывать и использовать информацию, использовать интерактивные технологии в дошкольном образовании.

«Учитель» 2000 №1, «Интерактивные методы обучения».

«Учитель» 2004 №5, «Интерактивные методы обучения».

«Педагогика» 2000 №7, «Интерактивные методы обучения».

«Современная школа» 2000 №4,6, «Интерактивные методы обучения».

«Новые педагогические и информационные технологии» Бухаркина М.Ю., Полат Е.С.

Какие виды интерактивных методов обучения существуют?

 какие методы обучения относятся к интерактивным

Какие виды интерактивных методов обучения существуют?

  • Что такое интерактивное обучение?
  • В чем принципиальное отличие нового подхода?
  • Цели и задачи диалогового обучения
  • На каких принципах строится интерактивное обучение?
  • Методы и приемы интерактивного обучения
  • Современные технологии как средства обучения при интерактивном подходе
  • Интерактивные формы обучения
  • Плюсы и минусы интерактива

Превратить изучение очередной темы в серьезную исследовательскую работу, увлечь даже самых неподдающихся отработкой навыков на симуляторе, помочь быстро и без усилий усвоить материал и применить новые знания на практике — все это делает возможным интерактивное обучение.

В чем суть этого подхода? Какие средства, методы и форматы задействовать, чтобы получить достойные результаты? Какие минусы стоит учитывать? Поговорим об этом в статье.

Что такое интерактивное обучение?

 какие методы обучения относятся к интерактивным

Какие виды интерактивных методов обучения существуют?

Интерактивным обучением называют подход к организации образовательного процесса, который предполагает живое участие обучающихся, их взаимодействие как с педагогом, так и между собой. Получается, что на первый план выходит не монолог (в исполнении преподавателя), а диалоги всех участвующих в обучении, поэтому этот подход еще называют диалоговым. Меняются привычные роли участников:

  • Преподаватель становится модератором учебно-воспитательных мероприятий, фасилитатором (от английского глагола facilitate — содействовать, облегчать, помогать) — то есть тем, кто создает благоприятные условия для выполнения разноплановых задач и эффективного общения внутри группы.
  • Обучающиеся перестают быть пассивными «приемниками» информации, которую передает им учитель, превращаются в деятельных участников процесса, готовых обсуждать, задавать вопросы, делиться мнениями, сообща находить выход из заданной ситуации.

Трансформируется и сам учебный процесс: на смену монотонным лекциям, непонятным объяснениям приходят новые форматы, которые с первых минут цепляют внимание, вовлекают в изучение материала, помогают глубже погружаться в тему и сразу же применять знания на практике — чтобы усвоить информацию и отработать новые умения и навыки. Таким образом, учащиеся получают опыт, который будет полезен в реальной жизни.

В чем ключевое отличие нового подхода?

 какие методы обучения относятся к интерактивным

Какие виды интерактивных методов обучения существуют?

Обучение может быть пассивным, активным, реактивным, интерактивным.

  • Пассивный формат — это знакомые всем традиционные лекции, уроки. Автором тут является преподаватель, который передает информацию. Учащиеся ее принимают — слушают, конспектируют, а затем воспроизводят на зачете или экзамене.
  • Реактивное обучение представляет собой ответную реакцию учащихся на какую-то конкретную проблему или ситуацию. Инициатива также остается за педагогом.
  • Активный формат предполагает вовлечение учащихся в образовательный процесс. Студенты и школьники перестают пассивно слушать, что им говорят, и включаются в поиск информации, анализируют данные, исследуют проблему, работают над проектом.
  • Интерактивное обучение многие приравнивают к активному. Хотя его правильнее было бы назвать более современной версией активного формата. И главное отличие состоит в том, что активное обучение строится на взаимодействии педагога с каждым из учеников. В интерактивном формате учащиеся выстраивают обратную связь не только с учителем, но и с образовательной средой (например, с платформой дистанционного обучения, где проходят вебинары), со своими одноклассниками или однокурсниками. То есть сеть связей здесь намного шире.

Цели и задачи диалогового обучения

 какие методы обучения относятся к интерактивным

Какие виды интерактивных методов обучения существуют?

Создать динамичную инклюзивную образовательную среду, которая будет способствовать глубокому погружению в предмет, вовлечению и активному участию учащихся в учебно-воспитательном процессе, обеспечить высокую мотивацию и познавательный интерес, сформировать определенные модели поведения и достичь эффективного усвоения учебных материалов — в этом состоят основные цели применения интерактивных методов обучения.

Задачи этого подхода можно сформулировать так:

  • сделать учебный процесс более гибким, позволить адаптировать его под индивидуальные потребности обучающихся, их способности, особенности восприятия информации;
  • обеспечить возможность более персонализированной обратной связи;
  • повысить вовлеченность учащихся в процесс получения новых знаний и опыта;
  • улучшить восприятие и запоминание информации;
  • добиться более глубокого понимания предмета;
  • развить критическое мышление;
  • сформировать навыки общения (а именно — умение задавать вопросы и слушать своего собеседника, вести конструктивный диалог, работать в команде);
  • выработать умения решать широкий спектр задач;
  • развить навыки самостоятельной работы (сюда можно отнести умение расставлять приоритеты, делить глобальные задачи на более мелкие и решать их последовательно, умение предполагать возможные последствия собственного выбора и способность отвечать за результат) и др.

При таких условиях погружение в предмет получается более глубоким, а знания усваиваются намного быстрее и лучше — ведь их сразу применяют на практике.

Интерактивное обучение подходит не только школьникам и студентам, но и совсем крохам, которые только начинают знакомиться с окружающим их миром. Как развить познавательные способности у малышей и какие средства для этого использовать? Ответы на эти вопросы даст курс «Педагог раннего развития».

На каких принципах строится интерактивное обучение?

 какие методы обучения относятся к интерактивным

Какие виды интерактивных методов обучения существуют?

В основе диалогового обучения лежат следующие принципы:

  • каждое занятие — это коллективный труд, в котором участвуют все без исключения;
  • все участники образовательного процесса равны, они — активные субъекты происходящего;
  • преподаватель — это не просто инструмент для передачи знаний, а тот, кто создает благоприятные условия для взаимодействия, выполняет роль гида по предмету, наставника и фасилитатора, который облегчает учащимся задачу по погружению в материал, его проработке и усвоению;
  • на смену монологам учителя приходят диалоги — педагог не просто делится информацией, но и получает и дает обратную связь, взаимодействует с учащимися;
  • студенты и ученики получают больше свободы, становятся более самостоятельными и автономными участниками образовательных отношений;
  • форматы учебных занятий и варианты заданий становятся более разнообразными — индивидуальная работа чередуется с парной и групповой, наряду с типовыми задачами появляются творческие, исследовательские, проектные;
  • у каждого есть право на собственное мнение;
  • на личности никто не переходит, критиковать можно только идеи;
  • все, что говорится на занятии, — это информация к размышлению, а не руководство к действию.

Наконец, поощряется рефлексия, помогающая студентам критически осмыслить свой учебный опыт и найти связь с реальными ситуациями. Эти принципы создают подвижную увлекательную среду обучения, способствующую более глубокому пониманию и запоминанию информации.

Хотите узнать об этом больше и освоить профессию, которая будет всегда востребована? Пройдите онлайн-обучение на педагога в НЦРДО!

Методы и приемы интерактивного обучения

 какие методы обучения относятся к интерактивным

Какие виды интерактивных методов обучения существуют?

Итак, одна из главных задач, которую помогает успешно решать интерактивный подход к обучению — это вовлечение учащихся в процесс исследованиях новых сфер, предметов, усвоения новых знаний и получения опыта, который они тут же тестируют на практике.

Для такого полного погружения в дисциплину и ее проблематику, для повышения заинтересованности студентов (и учеников) преподаватели применяют такие методы, как:

  • Дискуссия. Участвуя в обсуждении проблемы или вопроса, учащиеся выражают свою позицию, высказывают аргументы, пробуют найти ошибки и нестыковки в рассуждениях и предположениях собеседников, делать критические замечания корректно и конструктивно, учатся слушать мнение других и спокойно относиться к критике, искать компромиссные решения.
  • Деловая или сюжетно-ролевая игра. Помогает сымитировать реальную ситуацию. При этом участники играют конкретные роли, наделяются разными полномочиями, имеют разные интересы и цели и решают задачи, которые приближены к реальной жизни.
  • Проектная работа. Задача учащихся — исследовать проблему, проработать возможные пути ее решения. Этот метод помогает развить навыки работы в команде, умение общаться.
  • Мозговой штурм. Увлекает всех участников процесса. Эта методика хороша, когда нужно быстро сгенерировать много разных вариантов решения задачи, проанализировать, взвесить плюсы и минусы каждой идеи и выбрать оптимально подходящую для конкретной ситуации.

Современные технологии как средства обучения при интерактивном подходе

 какие методы обучения относятся к интерактивным

Какие виды интерактивных методов обучения существуют?

В реализации целей интерактивного обучения помогают современные средства и технологии:

  • виртуальные классы и аудитории;
  • белые доски, на которых пишут не мелом, а маркерами;
  • интерактивные доски, в которых сенсорные и мультимедийные технологии сочетаются с функциями привычной школьной доски (на них преподаватель может показать учащимся видео по теме или найденную в интернете информацию);
  • интерактивные столы;
  • компьютеры, ноутбуки и планшеты;
  • документ-камеры (приборы, помогающие проецировать страницы учебника на компьютер и интерактивную доску);
  • мобильные планетарии (в виде купола, внутри которого находится проектор) и др.

Все это многообразие средств помогает по максимуму использовать наглядные материалы, которые являются важной составляющей интерактивного обучения (ведь по данным исследований, почти 80 % всей информации об окружающем мире человек получает благодаря своему зрительному анализатору — глазам).

Интерактивные формы обучения

Перечислим основные формы, которые используют для организации интерактивного обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *