Замена текста и пунктуации в документах на Mac
Во многих приложениях можно автоматически заменять текст и пунктуацию. Например, можно автоматически менять двойной пробел на точку и пробел, вообщем на в общем, итд на и так далее, а прямые кавычки на фигурные (эта функция называется смарт-кавычки). Интернет-адреса (URL) можно автоматически преобразовывать в рабочие ссылки (эта функция называется смарт-ссылки).
Создание замен текста
Можно автоматически заменять определенный текст другим текстом или символами. Например, можно заменять (c) знаком ©.
-
Чтобы изменить настройки, на Mac выберите меню Apple
> «Системные настройки», затем нажмите «Клавиатура» в боковом меню. (Возможно, потребуется прокрутить вниз.) Либо, находясь в приложении, выберите «Правка» > «Замены» > «Показать замены», затем нажмите «Настройки текста». Открыть настройки раздела «Клавиатура»
Примечание. Чтобы предложение завершалось точкой и пробелом при двойном нажатии клавиши пробела, не обязательно создавать правило замены текста. Вместо этого просто перейдите к вводу текста справа, нажмите «Изменить», включите «Добавлять точку двойным пробелом», затем нажмите «Готово».
Если Вы используете источники ввода для ввода текста на китайском или японском языке, все замены текста вносятся в Ваш пользовательский словарь. Для получения дополнительной информации о пользовательских словарях выберите пункт «Справка» в меню ввода при включенном китайском или японском языке.
Совет. Вы можете использовать iCloud, чтобы список замен синхронизировался на всех Ваших устройствах Apple. Просто настройте iCloud Drive на Mac, iPhone и iPad, затем выполните вход с одним и тем же Apple ID на всех устройствах. Когда Вы добавите замену текста на Mac, она автоматически появится на остальных Ваших устройствах (и наоборот).
Использование замен текста
В приложении на Mac выполните одно из указанных ниже действий.
- Применение замены к имеющемуся тексту. Чтобы применить замену в части документа, выберите текст, выберите «Правка» > «Замены» > «Показать замены», убедитесь, что установлен флажок «Замена текста», затем нажмите «Заменить в выбранном». Чтобы применить замену текста во всем документе, нажмите «Заменить все».
- Настройка постоянной замены текста в приложении. В документе выберите «Правка» > «Замены», затем выберите «Замена текста» (галочка означает, что этот пункт включен). Чтобы выключить замену, выберите эту команду еще раз.
Использование смарт-кавычек и тире
Система может автоматически преобразовывать прямые кавычки в фигурные (кавычки-елочки), а два дефиса — в длинное тире (—).
-
Чтобы изменить настройки, на Mac выберите меню Apple
> «Системные настройки», затем нажмите «Клавиатура» в боковом меню. (Возможно, потребуется прокрутить вниз.) Открыть настройки раздела «Клавиатура»
Совет. Чтобы применить смарт-кавычки и смарт-тире к написанному тексту, выберите текст, выберите «Правка» > «Замены» > «Показать замены»; убедитесь, что установлены флажки «Смарт-тире» и «Смарт-кавычки», затем нажмите «Заменить в выбранном». Для использования во всем документе нажмите «Заменить все».
Использование смарт-ссылок
Можно автоматически преобразовывать URL-адреса или другие строки в активные ссылки. Например, «apple.com» преобразуется в ссылку, открывающую этот веб-сайт, а «mailto:tatiana_romanova@icloud.com» преобразуется в ссылку, создающую электронное письмо для Татьяны Романовой.
В приложениях на Mac выполните любое из указанных действий.
- Настройка приложения на постоянное использование смарт-ссылок. В документе выберите «Правка» > «Замены», затем выберите «Смарт-ссылки» (галочка означает, что этот пункт включен). Чтобы выключить замену, выберите эту команду еще раз.
- Применение смарт-ссылок к имеющемуся тексту. Для использования смарт-ссылок в части документа выберите текст, выберите «Правка» > «Замены» > «Показать замены», установите флажок «Смарт-ссылки» и нажмите «Заменить в выбранном». Для использования во всем документе нажмите «Заменить все».
Замены текста, смарт-кавычки, смарт-тире и смарт-ссылки доступны не во всех приложениях.
Какие два слова заменены словами делать это
Зависит от задачи.
Если мы пишем художественный текст, чтобы трогать струны души читателя и услаждать его взор безукоризненным слогом, то да, повторы можно с натяжкой назвать стилистической ошибкой. Хотя, с другой стороны, повтор — стилистический приём. Предложите коллегам назвать любого автора, чей стиль они считают безукоризненным, и вы на любой странице найдёте повторы — случайные или намеренные.
Комментаторы на футбольном матче часто видят своей задачей развлечь слушателя, сделать его «своим», приобщить его к культуре футбола. Для этого как раз стоит использовать витиеватые обозначения: мол, если ты знаешь, кто такие красно‑белые и отличаешь их от шмелей и лидеров дивизиона, то ты свой, ты в теме, молодец. Но это развлекательная задача. Кому нужны результаты игры — смотрят таблички на сайте.
Если это технический текст, то он должен восприниматься однозначно. Тогда такое правило:
центральные для текста понятия выражаются одними и теми же словами.
Например, если вы пишете текст о приборе «Альфа», то в тексте его можно называть только «прибор» и «Альфа». Никаких «изделий», «агрегатов», «продуктов» и прочих вольных ассоциаций. Когда читатель в середине текста встретит фразу «прибор устанавливается», ему должно быть очевидно, о каком приборе идёт речь.
Если повторов слишком много и вам невыносимо, можно использовать группировку и вынесение в перечни:
Светильники Safeway используются в офисах для освещения в случае аварий и чрезвычайных ситуаций:
для указания аварийных выходов;
при отказе систем энергоснабжения;
для подсветки эвакуационных путей;
для антипанического освещения.
Коллегам можно задавать такой вопрос: «Вы хотите, чтобы было красиво; или чтобы нас поняли?»
Случайный пакет
Вопрос 1: Жан Габен в свое время служил во флоте, воевал в танковых войсках и стал еще при жизни легендой мирового кинематографа. Журналисты считают, что ему, как никому другому, подходит известное выражение, причем не в метафорическом смысле, а, что называется, в прямом. Правда, для полной аналогии следовало бы поменять местами первые два из указанных фактов его биографии. А о каком выражении идет речь?
Ответ: Прошел огонь, воду и медные трубы.
Источник(и): «Огонек», 2004, N 20.
Автор: Татьяна Лещенко (Харьков)
Вопрос 2: Сергей Дяченко рассказывает: «Мы писали сценарий для «Белой гвардии» о людях, о ПЕРВОЙ. А получился фильм о ВТОРОЙ». Назовите расстояние между ПЕРВОЙ и ВТОРОЙ, которое «отмерила» русская пословица.
Ответ: Один шаг.
Комментарий: ПЕРВАЯ — любовь, ВТОРАЯ — ненависть.
Источник(и): «Esquire. Украина», 2012, N 8.
Автор: Ольга Неумывакина (Харьков)
Вопрос 3: [Ведущему: выделить голосом слова «НЕ ПОКЛАДАЯ РУК».]
Если изменить две одинаковые буквы в названии этого географического региона, можно подумать, что там НЕ ПОКЛАДАЯ РУК трудятся местные жители. На самом же деле там царит прохлада — на вершинах гор, на ледниках и берегах лазурных озер. Напишите название этого региона без ошибки.
Ответ: Патагония.
Источник(и): «GEO», декабрь 2013 г.
Автор: Матвей Егоров (Южно-Сахалинск)
Вопрос 4: Американские ученые пришли к выводу, что такая, так сказать, «диета» может служить своеобразным щитом от паразитов и токсинов. К ней прибегают и те люди, у которых в организме наблюдается дефицит железа, цинка или кальция. Русские сказки тоже упоминают о подобной диете. А что во время нее произносится?
Ответ: Клятва.
Комментарий: Употребление в пищу грязи или глины позитивно сказывается на состоянии желудочно-кишечного тракта; народные русские сказки упоминают о старинном обычае: произнося клятву, есть землю, чтобы таким действием еще тверже скрепить нерушимость произносимого обета.
Источник(и):
1. http://www.utro.ru/news/2011/06/14/979989.shtml
2. http://volhvpurgas.narod.ru/7_69.html
3. http://www.symbolarium.ru/index.php/Земля
Автор: Андрис Акепсимайтис (Вильнюс)
Вопрос 5: Западные ученые пришли к выводу, что их размер зависит от состояния экономики в мире. Если состояние ее ухудшается, они удлиняются. Если экономика стабилизируется, они становятся короче. Назовите этот барометр экономики.
Ответ: юбки.
Комментарий: Когда, например, курс акций ползет вниз, край юбок тоже опускается к полу. Ученые утверждают, что этот экономический или эротический барометр не подводил с двадцатых годов нашего столетия.
Вопрос 6: В телеигре «100 к 1» был такой вопрос: «Как Вы догадались, что жена сегодня злая?» Второй по популярности ответ — «Орет». Назовите первый.
Ответ: «Молчит».
Источник(и): РТР, 100 к 1, 25.01.2004.
Вопрос 7: В царствование Анны Иоанновны в кадетском корпусе было всего три обязательных дисциплины — закон божий, военные экзерциции и арифметика. Остальные предметы изучались по желанию.
а) Какой факультативный предмет, необходимый для карьеры в эту мрачную эпоху бироновщины, был самым популярным?
б) Какой факультативный предмет, необходимый для придворной жизни, был вторым по популярности?
в) Какой факультативный предмет занимал место в конце списка, если и спустя полвека ситуация с его «ненужностью» не изменилась?
Ответ: а) Немецкий язык. б) Танцы. в) География (она третья с конца, если точно).
Вопрос 8: На марке, выпущенной в 1903 году на острове Сент-Китс, изображен Христофор Колумб, который стоит на палубе корабля и смотрит в подзорную трубу на приближающиеся берега Америки. Скажите, а что мог увидеть Колумб в подзорную трубу?
Ответ: Ничего.
Комментарий: Он ничего не мог видеть в подзорную трубу, т.к. ее изобрели на двести лет позже.
Источник(и): Газета «Факты», октябрь 2000.
Вопрос 9:
На раздаточном материале — эмблема одной торговой сети. По-моему, хорошая эмблема. Какой идиомой из двух слов называется эта сеть?
Ответ: «Точка зрения».
Комментарий: Эмблема сети магазинов оптики — схематичное изображение брови и глаза, который представляет собой изображение точки. Иногда в названии фирмы эта эмблема заменяет букву «о». В тексте вопроса автор тоже высказал свою точку зрения. То, что слова «раздаточный материал» набраны мелким шрифтом, — еще одна маленькая подсказка.
Источник(и): http://optika.od.ua/
Автор: Алексей Трефилов (Калуга)
Вопрос 10: Бюджет известного фильма 1964 года составлял всего лишь 200 тысяч долларов. Бюджет следующего фильма из той же серии уже был [ПРОПУСК 1] сотен тысяч [ПРОПУСК 2]. Заполните оба пропуска.
Ответ: На несколько . долларов больше.
Комментарий: Речь идет о фильмах «За пригоршню долларов» и «На несколько долларов больше», входящих в «Долларовую трилогию» Серджо Леоне. Название второго фильма пропущено в тексте вопроса.
Источник(и):
1. http://en.wikipedia.org/wiki/A_Fistful_of_Dollars
2. http://en.wikipedia.org/wiki/For_a_Few_Dollars_More
Автор: Дмитрий Некрылов (Киев)
Вопрос 11: Можно сказать, что первым, продемонстрировавшим ЕЕ в прямом смысле, в июле 1969 года стал уроженец города Уапаконета, штат Огайо. Другая ОНА стала названием автобиографии. Назовите автора этой биографии.
Ответ: [Майкл] Джексон.
Комментарий: ОНА — лунная походка; 21 июля 1969 года американец Нил Армстронг первым ступил на поверхность Луны.
Источник(и):
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Армстронг,_Нил
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Лунная_походка_(автобиография)
Автор: Виталий Захарик (Минск)
Вопрос 12: Анекдот:
Съемки фильма из древнеримской жизни. Режиссер замечет у актера часы на руке. «Снимите свои часы!», кричит он. «Ничего страшного», слышит он в ответ.
На что при этом обращает внимание актер?
Ответ: На римские цифры циферблата его часов.
Источник(и): Крокодил, 1986 г.
Автор: Денис Сарканич (Одесса)
Вопрос 13: Жизнь в Шушенском навеяла на Владимира Ильича поэтическое настроение и он начал было писать стихи. Вот первая строчка стихотворения. «В Шуше, у подножия Саяна. » Продолжите стихотворение.
Ответ: продолжения нет: дальше первой строчки Ульянов/Ленин ничего не сочинил.
Комментарий: засчитывать сданную пустую бумажку.
Автор: Максим Мазуров (Новосибирск)
Вопрос 14: Внимание, в вопросе есть замена.
В известном произведении ИГРЕК пытается внедрить бейсбол. Какое слово мы заменили словом «ИГРЕК»?
Ответ: Янки.
Комментарий: В романе «Янки из КоннЕктикута при дворе короля Артура» попавший в средневековье янки начинает преобразовывать британское общество по образцу современной ему Америки. В фонетическом алфавите ИКАО буква Y — как раз «yankee».
Источник(и):
1. М. Твен. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура. http://flibusta.is/b/280435/read
2. http://en.wikipedia.org/wiki/NATO_phonetic_alphabet
Автор: Михаил Серопян (Краснодар)
Вопрос 15: У его отца ИХ было великое множество по причине его профессии. Сам же он не выдержал контакта даже с тремя. Впрочем, не торопитесь обвинять его в душевной или физической слабости: даже трех из НИХ не выдержал, наверное, никто. Не терпел ИХ также и известный поэт, с которым, как он утверждал, соглашалась и знаменитая звезда. О чем идет речь?
Ответ: О гвоздях.
Комментарий: Из Маяковского: «Светить! И никаких гвоздей — вот лозунг мой, и солнца.» Отец Иисуса Иосиф был плотником, а про распятие Иисуса тремя гвоздями и говорить нечего.
Автор: Бенвенуто Вовнутарь и Франческо Деведь
Ссылки: Максим Розеноер,
Григорий Гольберг
Вопрос 16: Авторы статьи о транзитных перевозках, к месту вспомнили одну шутку: «У России две беды: дураки и дороги. У Украины — три: дороги, дураки и. «. Назовите третью беду.
Ответ: Россия.
Источник(и): «Бизнес», 18.03.02.
Вопрос 17: Цитата из руководства по вождению автомобиля с автоматической коробкой передач: «Если вы хотите двигаться назад, поставьте переключатель скорости на «Р» (реверс), а если вперед — то на «Д» (драйв)». Кому персонально не помогла широкая публикация этой цитаты?
Ответ: Демократу Элу Гору.
Комментарий: Приведенная цитата — иносказательный призыв голосовать за демократов («Д») против республиканцев («Р») — звучала во время кампании-2000 в США.
Источник(и): Газета «Русский израильтянин», 14-20.11.2000. — С. 11.
Вопрос 18: ЕГО, да не один, можно увидеть практически на любом крупном кладбище. К ЕГО появлению на свет имел прямое отношение человек, при рождении получивший имя Пауль. А по одной из легенд, в коммунальной квартире, где жили Анатолий и его друзья, ОН лежал в туалете. Назовите ЕГО.
Ответ: Черный обелиск.
Комментарий: Анатолий — Крупнов, с очевидностью. А Пауль — второе имя Ремарка, которое он сменил на Мария в честь матери.
Источник(и):
1. http://www.remarque.ru
2. Т/п «Я остаюсь, чтобы жить», НТВ, 16.10.2009 г., 20:50.
Автор: Павел Малышев (Москва)
Вопрос 19: В системе счисления майя ЭТО обозначалось тем же знаком, что и ноль. На ЭТО похожа одна из букв на обложке романа Евгения Гришковца «Асфальт». Назовите ЭТО.
Ответ: Бесконечность.
Зачёт: Знак бесконечности.
Комментарий: Буква «ф» напоминает знак бесконечности ∞.
Источник(и):
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ноль_(цифра)
2. http://www.ozon.ru/context/detail/id/3821548/
Автор: Михаил Малкин (Калуга — Москва)
Вопрос 20: Дуплет.
1. «The Pithyan Project» [зэ пИфиан прОджект] — это группа людей, использовавших ЕГО, чтобы разработать компьютерную игру. Назовите ЕГО.
2. Ученые выяснили, что в НЕМ используются как различные позы, так и щебет или чмоканье. Назовите ЕГО.
Ответ:
1. [Язык] Delphi.
2. Язык дельфинов.
Зачёт:
2. Дельфиний язык.
Источник(и):
1. https://sourceforge.net/projects/pythianproject/
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Язык_дельфинов
Автор: Сергей Шорин (Краснодар)
Вопрос 21: Внимание, в вопросе есть замены.
В прошлом году ОЛИМП едва не лишился своего статуса из-за ряда сенсационных открытий, сделанных на основе последних технических достижений. А в январе нынешнего года, несмотря на протесты экологов, было положено начало новому этапу исследования ОЛИМПА, заметку о котором журналист «Огонька» назвал «До ОЛИМПА на ОЛИМПИИ». Как на самом деле называлась заметка?
Ответ: «До Плутона на плутонии».
Автор: Вадим Калашников (Москва)
Вопрос 22: Музыкальный стиль би-боп, появившийся в 1940-х годах, был более сложным по сравнению со свингом и часто игрался в концертных залах. По словам Даниила Крамера, на концертах музыканты ставили таблички, на которой была написана некая фраза. Назовите объект, с которым связана противоположная по смыслу фраза.
Ответ: Бастилия.
Комментарий: В отличие от свинга, который игрался в танцевальных клубах, под би-боп было сложно танцевать. Фраза — «Здесь не танцуют». «Отныне здесь танцуют» — фраза на табличке на месте Бастилии.
Источник(и):
1. Лекция о би-бопе Даниила Крамера, 19.02.2015 г.
2. http://www.rfjc.ru/dzhazovyj-stil-bibop
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Площадь_Бастилии
Автор: Павел Зельтер (Самара)
Вопрос 23: Джон Битти предполагает, что интерпретация с хитроумной уловкой появилась позднее. А изначально имелись в виду либо лёгочный карбункул, либо лёгочная чума, которые легко поражают ослабленные организмы. При этом ученый особо отмечает, что и то, и другое может передаваться человеку. От кого?
Ответ: От лошадей.
Зачёт: От коней.
Комментарий: Одна из версий, объясняющих миф о троянском коне, говорит, что настоящими убийцами троянцев были инфекционные заболевания, полученные от трупов лошадей; трупы, кстати, вполне могли быть действительно оставлены ахейцами, хоть и вряд ли с осознанной целью вести бактериологическую войну.
Источник(и): http://ehistory.osu.edu/ancient/ArticleView.cfm?AID=28
Вопрос 24: На океанографических судах очень много места занимают 20-30 якорей, каждый весом около 2 тонн. Зачем нужно такое большое количество якорей?
Ответ: Эти якоря одноразовые.
Комментарий: При стоянке на большой глубине такой якорь уже невозможно поднять — лопнет трос.
Автор: Виталий Черников (Хайфа)
Теория литературы: средства художественной выразительности. Часть 1
Метафоры, анафоры, эпифоры и другие слова с похожими окончаниями. Все они относятся к средствам художественной выразительности. Именно их использование помогает авторам сделать из простого текста настоящий шедевр. В этой статье мы разберемся, чем отличаются эти понятия и как найти средства выразительности в произведениях.
Типы средств выразительности. Тропы
У литературных произведений есть свой особый язык. Мы знаем, что в любом языке есть свои правила и особенности. У художественного литературного языка тоже есть характерные черты, и они заключаются в красочности, образности, эмоциональности. Что же придает литературному языку такие свойства? Ответ — лучшие друзья литературы — средства художественной выразительности.
Средство художественной выразительности — инструмент, средство, речевой оборот, который придает высказыванию красочный, образный характер.
Мы уже поняли, что средства художественной выразительности — это основа литературного слога. Их очень много, поэтому литературоведение разделяет их на тропы и фигуры речи.
Зачем же нужны эти бесконечные классификации? Мы не будем на них злиться. Они помогают упорядочить все средства выразительности и понять их смысл. Без этого разделения средства художественной выразительности бы перемешивались и путались.
Что же такое тропы?
Тропы — слова или словосочетания, употребленные не в прямом, а в переносном значении. К тропам относятся эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, аллегория, перифраз, гипербола, литота, оксюморон, эвфемизм.
Кроме тропов выделяют и другой тип средств художественной выразительности — фигуры речи. О них мы подробнее поговорим в статье «Теория литературы: средства художественной выразительности. Часть 2».
Тропы, как мы уже сказали, выделяются по критерию переносного значения. Они бывают очень разные и отличаются теми методами, с помощью которых слово переносят из прямого значения в образное. О том, чем тропы друг от друга отличаются, мы и поговорим далее.
Эпитет
Эпитеты всегда обозначают свойства явлений и предметов, и поэтому часто являются прилагательными.
Эпитет — троп, представляющий собой художественно-образное определение какого-либо предмета или явления.
В понятие эпитета ключевым является слово «образное». Давайте научимся отличать образное определение от обычного.
«Горячий дым» — это характеристика дыма, которая описывает его настоящее свойство: он буквально горячий. Такое определение не передает авторскую оценку, не эмоционально — поэтому оно не будет являться эпитетом.
Дальше поговорим про тропы, которые на первый взгляд кажутся очень похожими.
Сравнение, метафора и олицетворение
Рассмотрим эти три термина и особенно сделаем акцент на их различиях.
Сравнение — сопоставление явлений на основании схожих свойств.
Сравнение проявляется в двух видах. Первый — более явный. Его легко распознать: используются слова «как», «словно», «будто». Например: «Сердце горячее, как огонь», «Она влетела в комнату, словно птица», «Глаза, будто цветные кристаллики, отражали солнечный свет».
Но это не единственный вид сравнения. Иногда оно встречается без сравнительного оборота. Например, «нырнуть рыбкой». Это тоже сравнение. Здесь используется творительный падеж, который передает сопоставление не хуже слов «как» и «словно». Ведь мы понимаем, что нырнуть рыбкой = нырнуть, как рыбка.
А теперь представим, что сравнение решило спрятаться. Сравнение прячет не только союзы, но и один из объектов сопоставления. Вот что получается:
«Взгляд режет душу» — мы не называем нож (объект), но говорим о его свойстве — способности резать.
Этот троп и называется метафорой.
Метафора —наделение одного объекта свойствами или признаками другого; скрытое сравнение.
Посмотрим на примеры:
«Сердце горячее, как огонь» (сравнение) и «Сердце горит от боли» (метафора).
В обоих случаях мы сравниваем сердце с огнем.
В первом говорим открыто: у нас есть оба объекта — сердце и огонь, они названы четко.
Метафора бывает не только в сочетании глагола и существительного, но и в форме существительного с существительным. Например, посмотрим на отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»:
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана
Здесь мы говорим, что у утеса есть грудь, сравнивая его с человеческим телом. При этом мы не называем второй объект сопоставления — человека. Берем только его свойства — наличие частей тела.
Олицетворение — вид метафоры; троп, который представляет собой наделение неживых предметов свойствами одушевленных существ.
Мы знаем, что предметы мебели, явления природы, предметы быта — неживые существа, а значит, не могут ходить, говорить, чувствовать. Но литературный язык позволяет нам наделить свойствами одушевленных существ неживые предметы. Такой прием называется олицетворением.
Посмотрим на эти примеры: «Небо плачет и воет вьюга», «старый дом улыбнулся тебе».
Представьте, как бы грустно выглядели эти предложения без использования олицетворений. Образность спасает нас от скучного языка, разрешая видеть «слезы» неба и «улыбку» дома. Простые объекты становятся выразительными образами.
Давайте решим задание №7 ЕГЭ по литературе.
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А.С. Пушкин использует _______ — образные определения: «…любил безмолвно, безнадёжно». Также в произведении есть _______, то есть скрытое сравнение: «…любовь еще, быть может, / В душе моей угасла не совсем».
Решение.
Итак, вспоминаем, что образное определение — это эпитет, а скрытое сравнение — метафора.
Ответ: эпитетыметафора
С метафорами, сравнениями и олицетворениями разобрались. Двигаемся дальше!
Метонимия и синекдоха
Метонимия — троп, состоящий в употреблении одного слова, выражения вместо другого на основе близости, смежности понятий.
Метонимия очень часто используется даже в повседневной жизни. Вы, наверняка, слышали от школьного учителя фразу: «Класс зашумел». На самом деле, тут скрывается метонимия. Вместо того, чтобы сказать «ученики зашумели» используется слово «класс» — смежное понятие. Давайте посмотрим на другие примеры использования метонимии:
«Я читаю Гоголя» вместо «Я читаю книгу Гоголя» — заменяем книгу на имя автора.
Что же происходит в этих примерах? Мы переносим свойства одного предмета на другое. Вы можете увидеть, что словосочетание с метонимией становится более коротким и емким. Именно поэтому метонимия — такое употребляемое в повседневной речи средство.
Синекдоха —это разновидностьметонимии; троп, состоящий в переносе значения одного предмета на другой по количественному признаку.
При синекдохе может использоваться:
- часть вместо целого;
- целое в значении части;
- единственное число в значении общего;
- замена видового понятия родовым.
Вот как это проявляется в литературе:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам…
(отрывок из «Медного всадника» А.С.Пушкина)
В отрывке «флаги» заменяют страны, государства, то есть используется часть вместо целого.
Аллегория
Аллегория — выражение обобщенного, абстрактного понятия в конкретном образе.
Их мы часто встречаем в баснях. Это самый яркий пример использования тропа, хоть и не единственный.
Вспомним басни И.А. Крылова. Да-да, это те самые басни, где лиса ворует у вороны сыр, а муравей работает все лето, пока стрекоза веселится. В баснях изображаются животные и предметы, но речь идет о пороках людей. Получается такое завуалированное высмеивание недостатков людей.
Например, в уже упомянутой басне «Ворона и лисица» образ лисы — воплощение хитрости. Это качество — единственное в ее характере. Она хвалит ворону, чтобы та запела и выронила из клюва сыр. Так, лиса — это аллегория хитрости.
А ворона в том же произведении становится аллегорией доверчивости и падкости на лесть. Ведь она все-таки запела и выронила сыр. Так мы видим, что автор берет абстрактное понятие и передает его в конкретном образе, дает ему более осязаемое и понятное воплощение через аллегорию.
Еще аллегория помогает никого не обидеть. Ведь если изобразить животное вместо человека, то можно немного скрыть свою идею. Это похоже на современный дисклеймер:
Все персонажи вымышлены, любое сходство с реальными людьми случайно!
Перифраз и эвфемизм
Перифраз — иносказание, описательная характеристика, замена одного понятия синонимичным в данном контексте.
Этот троп используется в нашей жизни не реже остальных средств художественной выразительности. Например, мы часто говорим «царь зверей», подразумевая льва, знаем, что «сахар» можно назвать «белой смертью». Перифраз помогает нам завуалировано высказать свои мысли, не повторять одинаковые слова.
А вот пример перифраза в литературном произведении:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
(отрывок из поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина)
Здесь Пушкин заменил «Петроград» словосочетанием «Петра творенье».
Теперь рассмотрим разновидность перифраза — эвфемизм:
Эвфемизм — это замена грубых, неприличных или неуместных в данном контексте выражений нейтральными словами или словосочетаниями.
Как часто нам хочется высказать свое мнение не самыми приличными словами! Мы, однако, решаем заменить пришедшее в голову сочетание звездочек и решеток на более культурные варианты.
На самом деле, эвфемизм не ограничивается заменой грубых слов. Иногда он просто прячет неприглядные явления. Например, обратимся к отрывку из «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина:
«Так, например, известно было, что, находясь при действующей армии провиантмейстером, он довольно непринужденно распоряжался казенною собственностью и облегчал себя от нареканий собственной совести только тем, что, взирая на солдат, евших затхлый хлеб, проливал обильные слёзы».
Что же спряталось за выделенной фразой? Казнокрадство и коррупция. Вот так эвфемизм оказывается задействован в сокрытии преступления.
Гипербола и литота
Получаются они благодаря гиперболе.
Вспомним, как часто мы говорим в раздражении: «Я тысячу раз тебе это говорила» и «Сто раз задавала вопрос, а мне так и не объяснили». В этих фразах мы видим условность. Мы не пересчитываем, сколько раз сделали то или иное действие, говорим явно большее количество.
Гипербола — намеренное художественное преувеличение свойств предмета и явления или их количества.
Давайте обратимся к лирике Владимира Маяковского:
И гвардия капель —
воды партизаны —
взбираются
ввысь
с океанского рва,
до неба метнутся
и падают заново
(отрывок стихотворения В.В. Маяковского «Атлантический океан»)
Мы видим, что о волнах говорят так, будто они поднимаются до самого неба. Но это же невозможно! Однако мы теперь понимаем, что автор использует гиперболу, преувеличивает размер волн.
Литота — намеренное художественное преуменьшение предмета, явления или их количества.
Например, в повседневной жизни мы можем сказать: «Я сегодня только глаза закрыла, поспала одну минуту, и прозвенел будильник». Хоть и понимаем, что проспали больше одной минуты, но говорим так, чтобы подчеркнуть свою усталость.
Это — намеренное преуменьшение, то есть литота.
В литературе тоже есть замечательные примеры. Посмотрим на реплику Молчалина из комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова:
Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка;
Я гладил всё его: как шелковая шерстка!
Здесь мы тоже видим преуменьшение — ведь шпиц на самом деле не может быть размером с наперсток.
Литота, таким образом, еще и противоположность гиперболы.
А теперь мы займемся тем, что попробуем сочетать несочетаемое.
Оксюморон
Оксюморон — употребление противоречащих друг другу понятий в одном словосочетании.
Использование оксюморонов позволяет составить необычные и оригинальные словосочетания. Например, «звонкая тишина», «громкое молчание», «обжигающий снег».
Мы сочетаем контрастные понятия и привлекаем внимание к этим оборотам. Читатель, увидев «обжигающий снег», обязательно задумается, что же это такое. И, вспомнив, как колет холод и как это загадочно похоже на ожог, внимательные мы почувствуем, что хочет передать автор.
Давайте решим задание №9 ЕГЭ по литературе.
Из приведённого ниже перечня выберите названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данной строфе стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
М.Ю. Лермонтов, отрывок из
стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…»
1) Метафора
2) Гипербола
3) Сравнение
4) Оксюморон
5) Перифраз
Решение.
В приведенном четверостишии нет гиперболы, оксюморона и перифраза, зато есть другие тропы.
Метафора: «гонимый миром странник». В этой фразе есть переносное значение: ведь мир, в прямом смысле этого слова, не может кого-то гнать.
Сравнение: «как он…». Понять, что это сравнение, помогает союз «как».
Ответ: 13
Мы разобрали много терминов и примеров, поэтому давайте все еще раз закрепим с помощью таблицы.
Сегодня мы разобрались с тропами и познакомились с разными способами, как передать переносное значение слова. Мы стали еще более чуткими к тексту читателями, ведь теперь умеем отличать столько видов художественной выразительности и понимать, что за ними стоит! А если вы хотите еще больше узнать о средствах художественной выразительности, то советуем к прочтению статью «Теория литературы: средства художественной выразительности. Часть 2», где мы разобрали фигуры речи.
Фактчек
- Среди средств художественной выразительности принято выделять тропы (обороты в переносном значении) и фигуры речи (различные стилистические конструкции) и звукопись.
- К тропам мы относим эпитет, метафору, олицетворение, сравнение, аллегорию, перифраз, литоту, гиперболу, метонимию и оксюморон.
- Сравнение и метафору можно отличить, если обратить внимание на объекты сопоставления. Если названы оба — перед нами сравнение, если только один — метафора.
- Литота и гипербола — это противоположные понятия. Литота — художественное преуменьшение. Гипербола — художественное преувеличение.
- Яркий пример использования аллегорий (передачи абстрактного понятия в конкретном образе) можно найти в баснях.
- Оксюморон — это сочетание несочетаемого, то есть противоположных по смыслу понятий, в одном образе.
Проверь себя
Задание 1.
Что такое метафора?
- Скрытое сравнение по схожим признакам.
- Изменение привычной последовательности слов в словосочетании.
- Открытое сопоставление явлений по схожим свойствам.
- Наделение объектов неживого мира свойствами одушевленного предмета.
Задание 2.
Что такое литота?
- Фигура речи.
- Троп.
- Противоположность гиперболы.
- Выражение общего понятия в конкретном образе.
- Намеренное преуменьшение свойств объекта.
Задание 3.
Что такое перифраз?
- Изменение порядка слов в предложении.
- Иносказание, описательная характеристика, замена одного понятия синонимичным в данном контексте.
- Конструкция, выражающая сильные эмоции.
- Повторение слова или нескольких слов.
Задание 4.
В каких из представленных примеров используется метонимия?
- «Где бодрый серп гулял и падал колос…» (Ф.И. Тютчев).
- «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину минуя дом барина?» (Н.В. Гоголь).
- «В ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе: тридцать пять тысяч одних курьеров. » (Н.В. Гоголь).
- «Снежный лебедь», «вседержитель моей души» — про возлюбленную (А.А. Блок).
Задание 5.
Какой троп использован в приведенном выражении: «Небо плачет и воет вьюга»?
- метафора
- эпитет
- олицетворение
- перифраз
Ответы: 1. — 1; 2. — 2, 3, 5; 3. — 2; 4. — 1, 2; 5. — 3.