Сколько фреона в сплит-системе?
В кондиционере фреон помогает охлаждать или нагревать помещение, в котором находится агрегат — ведь он представляет собой теплоноситель. У фреона есть еще одна дополнительная функция — во внешнем блоке сплит системы с его помощью смазывается и охлаждается компрессор.
Точно ответить на вопрос, сколько в кондиционере фреона, невозможно. Ведь это зависит от длины трассы, по которой прокачивается фреон, а также от мощности сплит системы. Но, даже зная эти условия, необходимое количество фреона для нормальной штатной работы кондиционера может назвать вам только работник сервисной службы. Почему?
Такой специалист может учитывать не только количество фреона, заложенное в кондиционер при его производстве, но и возможную необходимость дозаправки. Поговорим немного подробнее на эту тему.
Фреон от производителя: от чего зависит его количество?

Фирмы, производящие кондиционеры, рассчитывают нужное количество хладагента на основе стандартной длины трассы для его прокачки, а также на основе мощности агрегата. При этом важно рассчитать площадь испарителей внутренних блоков, чтобы мощность сплит системы соответствовала заявленной. Здесь имеет значение объем контура циркуляции, а мощность компрессора совсем не меняется под площадь испарителей — это происходит скачками, когда преодолен определенный предел.
Обычно при производстве кондиционеров предполагается трасса для прокачки фреона длиной 3-5 метров. На этой основе и рассчитывается количество хладагента от производителя. Длину меньше 3-х метров трасса иметь не может, а если она длиннее 5-ти метров, то агрегат необходимо дозаправить — около 15 грамм на каждый метр длины.
На информационной табличке на корпусе компрессора можно прочитать, сколько фреона заправлено в кондиционер производителем. Эта информация также бывает размещена на внешнем блоке сплит системы, на кожухе. Кондиционеры с малой мощностью могут иметь от 90 грамм хладагента, а если сплит система имеет мощность 8-10 кВт или больше, то его количество — до 600 грамм и выше.
Случается, что заводской заправки фреоном оказывается недостаточно и требуется дозаправка до нормы. Это зависит от кондиционера, точнее, от особенностей монтажа кондиционера. Чаще всего для того, чтобы смонтировать сплит систему, хватает и заводской заправки. Если же требуется дополнительная заправка — есть надежные и простые способы определить, сколько фреона необходимо, поэтому длина трассы его прокачки чаще всего не измеряется.
Как определяется нужное количество фреона для дозаправки?
Обычно количество необходимого для дозаправки агрегата хладагента рассчитывается на основе давления в охлаждающем контуре. Это определяется с помощью электронной манометрической станции — двух манометров, показывающих давление фреона на входе и выходе из компрессора. Кроме того, манометрическая станция покажет специалисту температуру фреона в двух самых важных точках контура.
Манометр — главный и самый надежный прибор для определения нужного количества хладагента, хотя есть и дополнительные методы — измерение температуры фреона в указанных точках или взвешивание. Но все же только мастер сервисной службы, имеющий необходимое оборудование, может точно выяснить, сколько же в кондиционере фреона.
Более детально о Фреонах можно почитать вот тут
Сколько фреона в кондиционере есть и сколько должно быть
При эксплуатации любого кондиционера происходит постепенная , а при наличии неисправности и ускоренная утечка хладагента, а значит неизбежно наступает момент, когда это устройство необходимо дозаправить, а то и заправить полностью. В этом случае необходимо определится с объемом дозаправки, а для этого нужно знать две вещи: сколько фреона в системе кондиционера должно быть и сколько фреона в кондиционере на данное время.
Сколько фреона входит в кондиционер
Единого значения количества хладагента, необходимого для заправки любой системы не существует, так как она состоит из внутреннего и наружного блока, соединенных хладотрассой в виде медного трубопровода, по которой и циркулирует хладон. От длины трассы, а также от мощности компрессора и типа используемого хладагента и зависит сколько фреона входит в используемый кондиционер. Чтобы это подсчитать, необходимо отталкиваться от точного количества хладагента, которым устройство заправляется на заводе с учетом его мощности и длины трассы. Его точное значение указывается на шильдике аппарата. Исходя из этого значения, а также из того, что в современных установках кондиционирования минимальная длина трассы составляет 3 метра, а стандартная – 5 метров, можно примерно определить сколько грамм фреона приходится на каждый метр контура и при необходимости откорректировать его количество для конкретной сплит-системы. В среднем на метр контура приходится 150 грамм, а на всю систему – 500-600 граммхладагента.
Сколько фреона в системе кондиционера
Точно определить сколько грамм фреона находится в кондиционере, для того чтобы установить необходимость и объем дозаправки, в домашних условиях практически невозможно. Однако, способы узнать реальное положение дел существуют.
Один из них, простой, но не самый точный, построен на измерении величины перегрева газообразного хладона за время его прохождения по трубе низкого давления от испарителя до компрессора, по которой можно установить факт нехватки или переизбытка фреона в контуре. Перегрев определяется как разница между температурой кипения жидкого хладагента и его температурой на входе компрессора. Для этого сначала с помощью манометра измеряется давление рабочей жидкости, а затем с помощью таблицы определяется ее температура кипения при этом давлении. После этого с помощью термометра измеряется температура на стороне всасывания. Значение перегрева от 5 до 8 °C свидетельствует об оптимальном количестве хладона в контуре для кондиционеров всех видов, включая аппараты, установленные в квартирах, автомобилях, автобусах, железнодорожном транспорте, строительных и сельскохозяйственных машинах, на торговых и производственных объектах.
Другой более точный, но и более хлопотный способ узнать сколько фреона в системе кондиционера заключается в откачивании хладагента в баллон с помощью эвакуатора. Затем из контура удаляется воздух, хладон взвешивается и результат сравнивается со стандартным значением, указанным на шильдике аппарата. В случае несовпадения происходит либо добавление хладагента либо удаление его излишков.
В любом случае, оптимальное решение может принять только специалист, исходя из рабочих параметров системы.
Количество фреона, необходимое для нормальной работы кондиционера
Обеспечение комфортного микроклимата в наших квартирах – задача достаточно непростая. Специалисты давно уже говорят о том, что применение традиционных вентиляторов в летний период и обычных масляных радиаторов зимой не только малоэффективно, но и вредно. Ведь в результате мы получаем пересушенный воздух, непрекращающиеся простуды и немалый счет за электричество.
Именно поэтому в последние несколько лет немалую популярность приобрели системы климат-контроля, которые в народе называют сплитами. Это не только удобно и безопасно для здоровья, но и весьма выгодно. К тому же, отпадает необходимость в приобретении сразу двух устройств, ведь большая часть подобного оборудования может работать как на охлаждение, так и на нагрев.
Правда, любая сплит-система не избавлена от довольно существенного недостатка, который в той или иной степени характерен для любой климатической техники, работающей на основе хладагента. Это – утечка фреона, которая требует хоть и нечастой (раз в полгода-год), но регулярной дозаправки.
Определение имеющегося объема фреона в контуре системы

Здесь стоит учитывать несколько моментов. Во-первых, говорить о том, что сплит готов к работе сразу после установки в общем случае нельзя. Связано это как с естественными (хотя и минимальными) утечками при транспортировке, так и с особенностями установки, ведь заправленного производителем фреона (из расчета 15 г на 1 метр трассы) может не хватить, так как длина канала в каждом конкретном случае может быть различной. Во-вторых, добиться полной герметичности системы в условиях обычной квартиры практически невозможно.
Следовательно, определение количества фреона в сплит-системе должно входить в перечень работ, выполняемых при плановом сервисном обслуживании. Правда, стоит заметить, что термин «фреон» является в определенном смысле собирательным и относится ко всем известным хладагентам. Да и считать его исключительно носителем тепла нельзя, так как он служит еще и своеобразной смазкой для компрессора, установленного в наружном (outdoor) блоке.
Расчет необходимого количества фреона
Для этого необходимо знать два значения. Первое – рекомендуемое производителем количество фреона, так как для каждой модели сплит-системы этот параметр индивидуальный (указывается в сопроводительной документации). Второй – фактически имеющееся количество, которое определяется с помощью манометра.

Симптомы нехватки фреона
- Снижение эффективности работы системы вплоть до ее полного отключения.
- Лед или иней, которые чем-то напоминают «шубу», характерную для старых советских холодильников. Они чаще всего появляются в точках подключения медных трубок на наружном блоке.
Расчет давления в системе
Важный момент, который нередко упускают из виду кустари-одиночки, связан с тем, что давление в сплите зависит от типа заправленного в него хладагента.
- Фреон-22. При температуре вне помещения от 25 до 30 градусов давление примерно должно равняться 4,5 бар, а при 15 градусах и ниже – 3,5 бар.
- Фреон-410. Его показатели существенно выше и составляют 6,5 и 5 бар соответственно.
Некоторые тонкости диагностики
- Инструментально проверять систему на предмет утечек желательно как до, так и после заправки хладагента.
- Превышение количества фреона чревато сильным износом компрессора и сбоями в его работе.
- Если система работает неэффективно, то неплохим методом диагностики неполадок считается дозаправка хладагента сверх рекомендованного объема. Если после этого ситуация не улучшается, то проблема, скорей всего, кроется в внутри одного из блоков.
- Кондиционеры
- Сплит системы
- Мульти сплит-системы
Как заправить кондиционер фреоном?
Практически вся климат-техника использует в качестве хладагента фреон, он же хладон. Вещество выпускается разными производителями и отличается составом. Долговечная, надежная и эффективная работа системы возможна, если заправка кондиционера фреоном проводится своевременно, так как он постепенно улетучивается при работе устройства. При существенном дефиците происходит обмерзание технических соединений, внутренних элементов и, как результат, поломка.
Когда требуется заправка?
Фреон закачивается в сплит-систему при его первичном монтаже и переустановке в другое место. Также это требуется при его утечке из контура и после проведенного ремонта, потребовавшего отключения фреоновых магистралей. Самостоятельно определить количество хладагента и необходимость его дозаправки практически невозможно. Для этого нужно понимать особенности рабочих свойств устройства и иметь в распоряжении специальное оборудование. Поэтому данную задачу лучше доверить эксперту по обслуживанию климатической техники.

Количество фреона зависит от мощности техники и у самых топовых моделей варьируется в пределах от 750 г до 1,7 кг. Если проложенная трасса получается длиннее рекомендованного значения, на каждый дополнительный метр добавляется по 15-30 г хладона. Однако необходимо помнить об ограничениях, которые имеются и у ведущих производителей. Например, при установке кондиционеров японских марок нельзя превышать указанные значения длины трассы и расстояния между блоками, так как это приведет к снижению работоспособности или выходу системы из строя.
О необходимости заправить кондиционер свидетельствуют следующие признаки:
- низкая эффективность охлаждения (устройство просто перегоняет теплый воздух, не снижая его температуру);
- постоянная работа компрессора на полной мощности;
- намерзание льда на сервисном порту наружной панели устройства;
- появление масла на неисправном соединении под давлением фреона;
- обмерзание испарителя внутреннего блока;
- частое выключение инверторного кондиционера с выведением на дисплей кода ошибки.
Применяемые методы дозаправки
Специалисты, работающие с климатическим оборудованием, утверждают, что потери фреона в год составляют в среднем 8% от первоначального уровня. Поэтому необходимо проводить регулярные дозаправки с периодичностью 1 раз в 2 года. Раньше довольно популярной методикой была закачка хладона при помощи мерного стекла, однако сегодня она используется очень редко и исключительно после выполненного ремонта. Ориентиром для мастера служат пузырьки воздуха в смотровом окошке. Поступление фреона продолжается, пока они полностью не вытесняются из системы.
В остальных случаях применяются 2 основных метода заправки бытовых кондиционеров:
По степени давления. Оптимальное значение, указанное в технической документации, сравнивается с текущими показателями системы, которые определяются при подключении коллектора. Данный способ подходит при наличии значительной утечки хладагента, произошедшей за несколько лет работы оборудования без дозаправки.
По массе. Метод оправдывает себя, если требуется полностью заменить хладагент. Сначала из системы выкачиваются все остатки фреона. Затем при помощи электронных весов контролируется вес газа, поступающего из баллона непосредственно в кондиционер.
Описание этапов
Заправка сплит-системы – довольно непростая задача, требующая профессиональных знаний и навыков. Поэтому лучше отказаться от идеи делать это своими руками во избежание поломок климатического оборудования и вреда для здоровья, поскольку фреон очень токсичен. При полной заправке первым этапом является удаление из кондиционера всего оставшегося хладагента путем открывания замков на штуцерах устройства (когда давление падает до минимального значения, они закрываются). При частичной дозаправке это действие не требуется.

Дальнейшая процедура выглядит следующим образом:
- установить емкость с фреоном на весы и выставить значение «0»;
- открыть вентиль на коллекторе на короткое время, чтобы стравить воздух, скопившийся в шлангах;
- открыть газовый вентиль для начала заправки;
- следить за ростом давления и снижением температуры в трубках;
- закрыть вентиль при достижении разницы между ними до 80ºС;
- перекрыть выход фреона из баллона;
- определить вес потраченного газа по табло весов;
- включить систему кондиционирования для проверки ее функций.
Важно помнить
При полной и частичной заправке требуется использование профессионального оборудования. Даже если у вас есть доступ к таким устройствам, лучше доверить данную задачу компетентным мастерам, которые обслуживают и заправляют кондиционеры. Сами вы рискуете залить слишком большое или недостаточное количество хладона. В любом случае это скажется на работе климат-техники, что может стать причиной выхода из строя компрессора, являющегося самой дорогостоящей деталью устройства.