Откуда берется вода в пожарной машине?

Иногда, от жителей населенных пунктов или читая комментарии в социальных сетях можно услышать мнения, что подразделения пожарной охраны прибыли на вызов без воды. Почему возникает подобный вопрос? Сегодня мы расскажем, каким путём вода подается на тушение пожара.
Каждая пожарная часть оснащена своими автомобилями. Объем пожарной автоцистерны различен, в среднем он составляет 3000-8000 литров. По прибытии на место тушения, в большинстве случаев, подается так называемый «ствoл первoй помощи». В основном это ствол РСК-50 — «ручной ствол комбинированный». Его расход воды составляет 2,7 литров в секунду, не сложно произвести подсчет, сколько понадобится времени, до того, как вода в автоцистерне закончится. В запасе есть примерно 20 минут. А если пожар начнут тушить в два таких ствола, то и время уменьшается вдвое. В условиях паники может создаться ощущение, что воды в машине было совсем немного.
Далее воду необходимо брать от пожарного гидранта, естественного водоема (реки или озера) или пожарного водоема. В идеале поиск источника воды начинается сразу при прибытия на пожар. В большинстве случаев на место выезжают несколько пожарных расчетов, и автоцистерны могут использоваться пожарными одновременно. С одной подают воду на тушение пожара, а другая сразу устанавливается на водоисточник для обеспечения бесперебойной подачи воды и во избежание заминок в работе. Наблюдая такую картину, людям кажется, что машина заправляется, потому что изначально приехала пустой.
В городах существует противопожарный водопровод с пожарными гидрантами, а в сельской местности и деревнях используются пожарные водоемы. Но не всегда удачно происходит установка на водоисточник — они могут быть значительно удалены от места возгорания или вообще отсутствовать, или находиться в нерабочем состоянии. Также на каждом производственном объекте, нефтебазе и автозаправочной станции предусмотрены пожарные резервуары для воды. Они могут иметь различный внешний вид и объём, быть подземными и наземными. При необходимости такой резервуар снабдит спасателей нужным количеством воды. В случае крупной аварии, когда отключена любая вода в городе, пожарные отрабатывают возможность забора воды из водовозных машин городского Водоканала с помощью насосов.
Очень важно, чтобы гидранты всегда были в рабочем состоянии. В них должно постоянно поддерживаться необходимое давление воды. Кроме того, в зимнее время, согласно правилам пожарной безопасности, гидранты должны утепляться и очищаться от снега, чтобы вода не замерзла, тогда пожарным не придется расчищать от снега водоисточники или скалывать с них лед. Если перечисленные требования нарушаются, сотрудникам пожарной охраны не по своей вине приходится терять драгоценные минуты, которые могут стоить кому-то жизни.
Располагаются пожарные гидранты, в основном, вдоль автомобильных дорог и не далее пяти метров от стен здания. Случается, что они находятся даже на самой проезжей части. От того, где расположен гидрант, из которого забирают воду, зависит и способ её доставки до места – либо по проложенным пожарным рукавам, либо методом подвоза воды автоцистернами. Проходя по улице, обратите внимание на буквенные обозначения «ПГ», ими обозначены люки пожарных гидрантов. Стоянка автомобильного транспорта в этом месте категорически запрещена. Чтобы не было беды, не оставляйте свои автомобили на этих люках, не заваливайте их ветками и строительным мусором!
Отсутствие или нехватка воды во время пожара могут закончиться большой трагедией. От состояния водоисточников во многом зависит и исход тушения пожара. Наличие в пожарной машине воды и ее уровень, обязательно проверяется, при смене караулов водителем автомобиля, ведь караульная служба строится по принципу непрерывной боевой готовности. Все пожарные любят свою работу, относятся к ней со всей ответственностью и серьезностью.
Сколько воды в пожарной машине? Выясняем тоннаж различных АЦ
Автомобильные цистерны (АЦ) на базе отечественных машин оснащаются мощными насосами для обеспечения подачи воды к месту возгорания за расчетное время. Сколько тонн воды в пожарной машине зависит от типа АЦ, которая выбирается исходя из требований конкретного заказчика автомобиля. К российским условиям эксплуатации адаптированы АЦ на базе отечественных машин марок ЗИЛ, КАМАЗ, ГАЗ, УРАЛ, демонстрирующих хорошие характеристики в реальных ситуациях ликвидации пожаров.
Вместимость пожарных машин на базе ЗИЛ
Марка ЗИЛ по праву считается одной из базовых моделей пожарных машин, что подтверждается достаточной мощностью автомобилей, неприхотливостью в обслуживании, маневренностью и возможностью изменять комплектацию размещенного оборудования. Относительная компактность АЦ позволяет производить доставку воды к месту возгорания в городе и при плотной промышленной застройке. Сколько воды в пожарной машине конкретной модификации можно узнать из цифрового обозначения АЦ (3-40; 3,2-40; 4-40 и др.).
| Модификация АЦ | Объем емкости для воды, л. |
Объем емкости для пенообразователя, л. |
| 3,0 — 40 | 3000 | 170 |
| 3,2 — 40 | 3200 | 180 |
| 4,0 — 40 | 4000 | 300 |
Вместимость пожарных машин на базе УРАЛ
Если сравнивать, сколько литров в пожарной машине на базе УРАЛ, то выясняется, что данная марка способная взять «на борт» большее количество жидкости за счет увеличенной мощности и проходимости.
| Модификация АЦ | Объем емкости для воды, л. |
Объем емкости для пенообразователя, л. |
| АЦ 6,0 — 40 (5557) | 6000 | 360 |
| АЦ 8,0 — 40 (5557) | 8000 | 480 |
| АЦ 4,0-40 (43206) | 4000 | 240 |
Вместимость пожарных машин на базе ГАЗ
АЦ на базе ГАЗ предназначены для доставки веществ для тушения пожара, а также личного состава расчета и специальных средств для ликвидации очагов возгорания.
АЦ 3,0 — 40 (33086)
АЦ 1,6 — 40 (33081)
Вместимость пожарных машин на базе КАМАЗ
Еще один представитель отечественной техники — автомобиль КАМАЗ способен помимо экипажа и специализированного оборудования доставлять к месту пожара большой объем воды, необходимый для локализации и подавления очага пожара. Сколько литров воды в пожарной машине на базе КАМАЗ можно узнать из приведенной таблицы.
- Основная пожарная техника
- Специальная пожарная техника
- Автоцистерны пожарные лесопатрульные
- Комплектующие для пожарных автомобилей
Автоцистерна пожарная на шасси КАМАЗ АЦ-6,0-40 (43118)

Автоцистерна АЦ-6,0-40 (43118) предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, ПТВ, аварийно-спасательного инструмента и запаса огнетушащих средств.
Может использоваться как самостоятельная боевая единица или как насосная установка при работе в «перекачку» с одной или несколькими автоцистернами.
Технические характеристики
| Базовое шасси | Камаз — 43118 | |
| Колесная формула | 6×6 | |
| Мощность двигателя, кВт (л.с.) | 205,94 (280) | |
| Тип двигателя | дизельный | |
| Вид топлива | ДТ | |
| Габаритные размеры (не более), мм | 8650х2550х3300(3500) | |
| Боевой расчет, чел. | 6 (5+1) | |
| Вместимость цистерны для воды, л | 6000 | |
| Вместимость пенобака, л | 360 | |
| Тип применяемого пожарного насоса | НЦПН-40/100 | |
| Номинальная подача (ступень нормального | ||
Автоцистерна может быть укомплектована опцией интегрированная система NATISK
Технические характеристики СИСТЕМЫ NATISK:
| Огнетушащее вещество | компрессионная пена |
| Объем пенообразователя, л | 2 |
| Объем производимой пены, л | 1 500 — 6 000 |
| Расход готовой пены, л/с | 15 |
| Рабочее давление, бар | 5 |
| Максимальное давление, бар | 10 |
| Дозирование пенообразователя, % | 0,6 |
| Дальность подачи пены через ствол ручной, м | до 25 |
| Запас воздуха на вспенивание | В баллонах |
| Баллон воздушный, л | 50 |
| Тип пенообразователя, % | 1 |
Технические особенности
- Удобная конструкция кабины обеспечивает размещение боевого расчета в количестве 7 человек (включая водителя).
- Кабина боевого расчета двухрядная, состоит из двух частей: передняя – откидывающаяся, задняя стационарная. Передняя и задняя части имеют аудиовизуальную связь через оконный проем.
- Кабина обогревается автономным отопителем (подогревателем).
- Возможность эксплуатации в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40°С.
- За счет увеличения высоты внутреннего пространства кабины достигается комфортное перемещение боевого расчета внутри нее.
Полезная информация
- Отзывы клиентов о продукции Завода «Спецавтотехника» — Отзывы
- Области применения системы NATISK — Проект NATISK
- На сайте вы можете посмотреть видео
Пожарная автоцистерна АЦ-3.2-40 (ац 40), пожарная автоцистерна камаз

Пожарная автоцистерна АЦ 40 может использоваться как самостоятельная боевая единица с забором пенообразователя из пенобака или постороннего резервуара и забором воды из цистерны, из водоема или из водопроводной сети. Автоцистерна рассчитана на эксплуатацию в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40°С.
Автоцистерна состоит из следующих основных частей:
- шасси с кабиной водителя;
- насосной установки с приводом и повышающим редуктором на насос;
- цистерны в сборе;
- водопенных коммуникациями
- кабины боевого расчета;
- электрооборудования;
- комплекта пожарно-технического вооружения.
На доработанном шасси установлены: кабина боевого расчета, правые и левые отсеки,насосный отсек которые выполнены с композитного материала (усиленного армированного волокнистого стеклопластика), цистерна изготовлена с полипропилена , трансмиссия насоса, насос, вакуумная, пневмо-система и часть электрооборудования.
В отсеках автоцистерны размещено пожарно-техническое вооружение и элементы электрооборудования.
Пожарная автоцистерна камаз оборудована сигнально-громкоговорящей установкой.Основная работа автоцистерны заключается в том, чтобы с помощью имеющегося оборудования и принадлежностей подавать в очаг пожара воду или воздушно-механическую пену до полной ликвидации возгорания.
Привод пожарного насоса осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и карданную передачу. Первоначальное заполнение всасывающей линии и насоса при заборе воды из водоема осуществляется вакуумной системой. Автоцистерна может производить следующие операции:
- подавать раствор пенообразователя из емкости;
- подавать воду из цистерны, водоема или гидранта водопроводной сети;
- работать на перекачку воды с другими автоцистернами при значительном удалении водоема от места пожара.
Электрооборудование пожарной машины состоит из электрооборудования шасси и дополнительного электрооборудования. Питание энергопотребителей автоцистерны осуществляется постоянным током напряжением 24В от бортовой сети шасси.
| Основные технические характеристики |
| Шасси | КамАЗ-43253 (4×2) |
| Тип двигателя | дизельный |
| Мощность двигателя КВт, (л.с.) | 180 (245) |
| Максимальная скорость движения с полной нагрузкой, км/ч | 95 |
| Число мест для боевого расчета (включая место водителя), чел. | 4+2 |
| Вместимость цистерны для воды, л | 3200 |
| Вместимость бака для пенообразователя, л | 240 |
| Насос пожарный | ПН-40-УВМ |
| Расположение насоса | заднее |
| Производительность насоса в номинальном режиме, л.с | 40 |
| Напор, создаваемый пожарным насосом в номинальном режиме, м | 100 |
| Диаметр всасывающего патрубка, мм | 125 |
| Диаметр/количество напорных патрубков, мм/шт. | 80/2 |
| Масса полная,кг | 15200 |
| Габаритные размеры, мм | 7800x2500x3100 |
| Комплектация: |
| Наименование | Количество |
| Багор БПМ | 1 |
| Боты диэлектрические | 3 |
| Водосборик ВС-125 | 1 |
| Гидроэлеватор Г-600 | 1 |
| Головка ГП 70х50 | 2 |
| Головка ГП 80х50 | 2 |
| Веревка ВПС-30 | 1 |
| Задержка рукавная | 6 |
| Зажим ЗР-80 | 4 |
| Ключ К-150 | 2 |
| Ключ К-80 | 2 |
| Ковер диэлектрический | 1 |
| Колодка противооткатная | 2 |
| Колонка КП | 1 |
| Крюк для открывания крышек гидрантов | 1 |
| Ключ КП | 1 |
| Лестница Л-60 | 1 |
| Лестница ЛШ | 1 |
| Лестница -палка ЛП | 1 |
| Лом ЛПЛ | 1 |
| Лом ЛПТ | 1 |
| Лопата ЛКО | 1 |
| Мостки рукавные | 2 |
| Направляющий трос звена ГДЗС-1 | 1 |
| Ножовка столярная | 1 |
| Огнетушитель ОП-3 | 1 |
| Пеногенеоатор ГПС-600 | 2 |
| Перчатки диэлектрические | 3 |
| Разветвоение РТ-80 | 1 |
| Рукав Ø32, L=4м | 1 |
| Рукав Ø51, L=20м | 8 |
| Рукав Ø77, L=20м | 4 |
| Рукав Ø77, L=4м | 2 |
| Рукав всасывающий Ø125, L=2м | 4 |
| Рукав напоро-всасывающий Ø75, L=2м | 4 |
| Связка звена ГДЗС-1 | 1 |
| Сетка всасывающая СВ-125 | 1 |
| Ствол РСК 3-70 | 1 |
| Ствол РСК-50 | 2 |
| Ствол РСП-70 | 1 |
| Топор Т-А2 | 1 |
| Фонарь ФОС-3 | 1 |
| Фонарь ФПС-4/6 | 3 |
Автоцистерна пожарная ац 40 производства ООО «Противопожарные услуги»

Данная пожарная спецтехника предназначается для быстрой доставки к месту происшествия боевого расчета, воды и противопожарного оборудования, а также для скорейшего тушения места возгорания воздушно-механической пеной или водой из собственной цистерны, водопроводной системы, или же из имеющегося водоёма. Пожарная автоцистерна ац 40 производится ООО «Противопожарные услуги» в Москве.
Из чего состоит пожарная автоцистерна ац 40?
Основные автотранспортные части:
— шасси с закрепленной водительской кабиной;
— кабина для расчета пожарных;
— оборудование электрическое;
— насосная установка, которая включает в себя привод и повышающий редуктор на насос;
— комплектация цистерны;
— коммуникации для выработки воздушно-механической пены;
— полный набор пожарного технического вооружения.
Пожарная автоцистерна камаз
В данном автомобиле на шасси КАМАЗ имеется всё необходимое оборудование и приспособления для тушения огня. В системе используется насос 40 УВ. Это простейшая конструкция зарекомендовала себя очень надежной на протяжении многих лет. В этой машине отсутствует пневматика и электроника. Установлен вакуумный насос, который может работать как в автоматическом режиме, так и в ручном.
Датчики уровня и заполнение идет как от пожарного гидранта, так и от внешнего источника, водоема, и так далее. Подача осуществляется как из цистерны, так и из пожарного гидранта, может использоваться в качестве перекачивающей станции, если очаг возгорания находится далеко. Используются задвижки только ручные, то есть, нет пневматических клапанов, которые бы замерзали в зимний период, это важно, так как пожарные машины используются также и в зимний период.
Насосный отсек также оснащен дополнительным обогревом, чтобы в холодный период при низких температурах он не замерзал. Благодаря подогреву не замерзают также насосы, патрубки, гайки, задвижки. Также на машине размещен пенобак для тушения возгорания пеной, если будет такая необходимость. Емкость цистерны составляет 3,2 куб. метра, для перевозки воды.
Пожарная автоцистерна ац 40 – это превосходное решение для тушения пожаров в городских условиях, длина автомобиля составляет всего 7,2 метра, ширина 2,5 метра. Чтобы приобрести эту полностью укомплектованную пожарную машину, обращайтесь к нам по телефону.
Поделиться ссылкой:
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы открыть на Facebook (Открывается в новом окне)