РАБОЧИЙ ЛИСТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
В статье рассматриваются вопросы использования рабочего листа ученика как инструмента организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании. В основе исследования лежит обобщение эффективных педагогических практик, позволившее разработать теоретико-методические аспекты создания и применения рабочих листов . В связи с масштабной цифровизацией учебного процесса произведено сравнение понятий «электронный рабочий лист» и « рабочий лист на электронном носителе», а в качестве объекта исследования выбран наиболее распространенный вариант — рабочий лист на бумажной основе. Подчеркивается, что рабочий лист — не единственный инструмент для организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, однако он имеет высокую дидактическую ценность и способен успешно выполнять возложенные на него функции. Предложено авторское определение ключевого понятия исследования, охарактеризованы его сущность и дидактическое значение. Произведена систематизация рабочих листов по наиболее существенному основанию — доминирующей цели применения. Особо пристальное внимание уделено обучающим и комбинированным рабочим листам. Раскрыты вопросы содержания и оформления рабочих листов . Предложены критерии отбора предметной информации, рекомендованной для самостоятельного освоения. Подчеркивается, что в заданиях рабочего листа должны органично сочетаться логика учебного предмета и психология усвоения научных понятий. В структуре рабочего листа предложено выделять определенные блоки. Основной — практический блок, который включает разноуровневые задания, направленные на освоение новых знаний и овладение способами действий. В составе этого блока задания на работу с ««готовой информацией», включающие требования выделения опорных пунктов, перекодирования, структурирования, классификации объектов изучения, их сравнения и пр. Помимо этого, задания могут предполагать и вывод (субъективно) новых знаний в процессе самостоятельной работы. Заключительным блоком рабочего листа выступают рефлексивно-контролирующие задания. В работе приведены многочисленные конкретные примеры заданий, а также описана методика применения рабочих листов в учебном процессе. Показано, что грамотное конструирование и применение рабочих листов способствует успешному формированию самообразовательных умений.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миренкова Е. В.
Использование интерактивных рабочих листов при обучении математике по технологии «Перевёрнутый класс»
Применение онлайн-тестирования и электронных интерактивных рабочих листов на уроках биологии и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Рабочая тетрадь учащегося как средство достижения метапредметных результатов при обучении физике
Рабочая тетрадь студента современного вуза как многофункциональное дидактическое средство
Организация самостоятельной работы на основе средств обучения
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
WORKSHEET AS A MEANS OF ORGANIZING INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY IN NATURAL SCIENCE EDUCATION
The article deals with the issues of using a student’s worksheet as a tool for organizing independent cognitive activity in natural science education. The research is based on a generalization of effective pedagogical practices, which allowed us to develop theoretical and methodological aspects of creating and applying worksheets. In connection with the large scale digitalization of the educational process, the concepts of “electronic worksheet” and “worksheet on electronic media” were compared, and the most common variant-a paper-based worksheet was chosen as the object of research. It is emphasized that the worksheet is not the only tool for organizing independent cognitive activity of students, but it has a high didactic value and is able to successfully perform the functions assigned to it. The author’s definition of the key concept of research is proposed, its essence and didactic significance are characterized. The systematization of worksheets on the most significant basis — the dominant purpose of application — has been carried out. Special attention is paid to training and combined worksheets. The author discloses the issues related to the content and design of work sheets as well as proposes criteria for selecting subject information recommended for self-development. It is emphasized that the tasks of the worksheet should organically combine the logic of the subject and the psychology of mastering scientific concepts. One can select specific blocks in the worksheet structure. The main one is a practical block that includes multi-level tasks aimed at mastering new knowledge and methods of action. This block includes tasks for working with “ready-made information”, including requirements for selecting reference points, recoding, structuring, classifying objects of study, comparing them, and so on. In addition, tasks may involve the conclusion (subjectively) of new knowledge in the process of independent work. The final block of the worksheet is a reflexive control block of tasks. The paper provides numerous specific examples of tasks, as well as describes the method of using worksheets in the educational process. It is shown that competent design and application of worksheets contributes to the successful formation of self-educational skills.
Текст научной работы на тему «РАБОЧИЙ ЛИСТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ
УДК 37.02 Б01: 10.24412/2071-6427-2021-1-115-130
Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании
В статье рассматриваются вопросы использования рабочего листа ученика как инструмента организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании. В основе исследования лежит обобщение эффективных педагогических практик, позволившее разработать теоретико-методические аспекты создания и применения рабочих листов.
В связи с масштабной цифровизацией учебного процесса произведено сравнение понятий «электронный рабочий лист» и «рабочий лист на электронном носителе», а в качестве объекта исследования выбран наиболее распространенный вариант — рабочий лист на бумажной основе. Подчеркивается, что рабочий лист — не единственный инструмент для организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, однако он имеет высокую дидактическую ценность и способен успешно выполнять возложенные на него функции.
Предложено авторское определение ключевого понятия исследования, охарактеризованы его сущность и дидактическое значение. Произведена систематизация рабочих листов по наиболее существенному основанию — доминирующей цели применения. Особо пристальное внимание уделено обучающим и комбинированным рабочим листам. Раскрыты вопросы содержания и оформления рабочих листов. Предложены критерии отбора предметной информации, рекомендованной для самостоятельного освоения. Подчеркивается,
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры экологии и химии Смоленского государственного университета E-mail: mirenkowa.elena@ yandex.ru
Elena V. Mirenkova
Dr. Sc. (Education), Associate Professor, Professor of the Chair of Ecology and Chemistry, Smolensk State University, Russia
Как цитировать статью: Миренкова Е. В. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании // Ценности и смыслы. 2021. № .1(71). С.115-130.
что в заданиях рабочего листа должны органично сочетаться логика учебного предмета и психология усвоения научных понятий.
В структуре рабочего листа предложено выделять определенные блоки. Основной — практический блок, который включает разноуровневые задания, направленные на освоение новых знаний и овладение способами действий. В составе этого блока задания на работу с «готовой информацией», включающие требования выделения опорных пунктов, перекодирования, структурирования, классификации объектов изучения, их сравнения и пр. Помимо этого, задания могут предполагать и вывод (субъективно) новых знаний в процессе самостоятельной работы. Заключительным блоком рабочего листа выступают рефлексивно-контролирующие задания. В работе приведены многочисленные конкретные примеры заданий, а также описана методика применения рабочих листов в учебном процессе.
Показано, что грамотное конструирование и применение рабочих листов способствует успешному формированию самообразовательных умений.
Ключевые слова: рабочий лист, функции рабочего листа, виды рабочего листа, компоненты рабочего листа, рекомендации к созданию рабочего листа, методика использования рабочего листа.
Тема организации познавательной деятельности обучающихся может претендовать на звание классической, однако это не снижает ее актуальности. В условиях же реализации ФГОС появились дополнительные требования, связанные с необходимостью развития способности школьников не только к образованию, но и к самообразованию. Мы полагаем, что одним из эффективных инструментов в достижении этих целей могут служить рабочие листы учеников.
Средства организации учебной деятельности на печатной основе применяются давно. Некогда широко распространенные и многочисленные рабочие тетради к авторским линиям учебников по целому ряду причин (сомнительная адекватность содержания для реализации поставленных перед школой задач, материальный аспект, невозможность удовлетворения индивидуальных запросов участников образовательного процесса и т.п.) перестали быть востребованными. Ряд авторов предлагает к использованию учебники-тетради [1]. Учебники-тетради, обладая целым рядом преимуществ при индивидуальном освоении курса, также имеют существенные недостатки, и прежде всего в сложности приспособления
к классно-урочному и массовому процессу обучения. В этой ситуации, на наш взгляд, применение рабочих листов является оптимальным вариантом.
В отличие от массово тиражированных рабочих тетрадей, предназначенных главным образом для домашней работы, рабочие листы создаются учителем на основе собственных методических идей и предпочтений и предназначаются для конкретных групп обучающихся для работы на уроке. В сравнении с учебниками-тетрадями они не перегружены теоретическим материалом, обеспечивают возможность разнообразной и эффективной организации работы с предметным содержанием и значительно экономят время урока. Применение рабочих листов позволяет фокусировать внимание на непосредственной учебно-познавательной деятельности ученика.
При большом разнообразии практик обучения с применением рабочих листов вопросы их разработки и включения в учебный процесс в большинстве случаев решаются интуитивно, на основе эмпирического опыта. Поскольку характер предметного содержания напрямую влияет на методическое оснащение учебного процесса, нами предпринята попытка обобщения педагогического опыта по применению рабочих листов в естественно-научном образовании.
Постановка цели и задач исследования
Целью настоящего исследования являлся анализ теории и практики организации познавательной деятельности школьников посредством применения рабочих листов. В связи с широким внедрением цифровых технологий в учебный процесс было осуществлено разграничение понятий «электронный рабочий лист» и «рабочий лист на электронном носителе», а в качестве объекта исследования был определен рабочий лист на печатной основе. Решались задачи определения рабочего листа как методического продукта, осуществлялся анализ его содержания и структуры с целью выявления наиболее оптимальных вариантов. В ходе исследования разрабатывались рекомендации по созданию рабочих листов для естественно-научного образования и обосновывалась методика их включения в процесс обучения.
Изучение проблемы создания и использования рабочего листа для организации учебно-познавательной деятельности основывалось на
традиционных методах педагогического исследования. На эмпирическом уровне применялись: наблюдение и анализ педагогического процесса, обобщение эффективных педагогических практик. На теоретическом уровне: системный анализ литературных источников, логические методы, прежде всего анализ и синтез, дедукция и прогнозирование.
Сущность и функции рабочего листа
Рабочий лист — это одноразовое дидактическое пособие на печатной основе, применяемое на небольшом отрезке учебного процесса (уроке), обязательным элементом которого выступают учебные задания с требованием ответа в специально созданных формах (заготовках).
Рабочий лист можно рассматривать как:
— модель урока и средство управления учением [7; 12];
— метод организации самостоятельной работы обучающихся [11];
— форму организации учебно-познавательной деятельности;
— средство и способ индивидуализации обучения;
— методический ресурс, направленный на формирование умений работать с информацией (структурировать и систематизировать ее, перекодировать в разных системах, делать умозаключения и пр.) и переводить теоретические знания в практическую плоскость;
— инструмент организации и оценивания процесса и результатов обучения: оформленные рабочие листы фиксируют и наглядно демонстрируют приобретенный учеником образовательный опыт [8; 10].
Наполнение рабочего листа, моделирующего содержание и структуру урока, можно корректировать (дополнять, сокращать, изменять) как на этапе его создания, так и в процессе использования. С учетом особенностей работы класса учитель имеет возможность регулировать учебный процесс, прерывая работу по рабочим листам для коллективного обсуждения проблемных вопросов, для комментирования определенных заданий или предполагаемых ответов на них, для проверки наиболее сложных заданий, демонстрации опытов и пр. Ученик же, имея определенный план работы в виде заданий рабочего листа, произвольно и непроизвольно включает регулятивные компоненты, способствующие достижению цели и завершению работы. Будучи относительно свободным в течение урока, учитель играет роль тьютора и имеет возможность оказывать поддержку слабоуспевающим и стимулировать сильных учащихся.
Применение рабочего листа позволяет включать школьников в дея-
тельность, требующую от них самостоятельного осуществления алгоритма действий, направленных на приобретение знаний, их применение и решение своих учебно-познавательных задач. Работая вначале в заданной последовательности, ученики постепенно приобретают умения самостоятельно ставить образовательные цели и двигаться в направлении их достижения, тем самым оттачивая самообразовательные умения.
Рабочий лист обеспечивает создание условий для усвоения материала каждым школьником с разными образовательными способностями и потребностями. Урок с использованием рабочего листа позволяет ученикам прорабатывать материал в разном темпе, с разной степенью тщательности и глубины, тем самым учитывать разный уровень их интеллектуального и личностного развития, склонности и интересы. Особенно способствуют этому рабочие листы, предлагающие несколько маршрутов.
Результаты выполнения заданий рабочего листа могут иметь внешнюю оценку и служить инструментом контроля учебного процесса со стороны учителя. Если же у школьника есть возможность в процессе работы сравнивать свои ответы с эталонными, анализировать успешность собственной учебной деятельности, то в этом случае рабочие листы являются инструментами формирующего оценивания [8]. Накопленное портфолио из рабочих листов ученика может стать своего рода диагностической картой изучения предмета, демонстрирующей личностные успехи или неудачи.
Итак, рабочий лист, выступая в качестве формы организации учебно-познавательной деятельности ученика, гибко настраивается в соответствии с используемым учебно-методическим комплексом, предполагает активную субъектную позицию школьника и решение задач его образования и самообразования.
Виды рабочих листов
Рабочие листы разнообразны. Одним из наиболее существенных оснований для их систематизации является доминирующая цель их применения. С этих позиций можно выделить следующие виды рабочих листов.
• Учебный (обучающий) рабочий лист. Он предполагает активную работу школьников с текстом, прежде всего учебника, освоение нового, его присвоение и воспроизведение в заданной форме; применение новых знаний при выполнении упражнений. Высокой педаго-
гической ценностью обладают рабочие листы, предусматривающие самостоятельный вывод школьниками новых знаний на основе выполнения указаний рабочего листа. То есть при работе с заданиями таких рабочих листов школьники как присваивают знания в готовом виде, так и выводят их самостоятельно.
• Тренировочный рабочий лист. Его основное предназначение — отработка знаний и способов действий. Формы и содержание заданий в них, а также и способы представления ответов, разнообразны: текстовые, графические, табличные и пр. При составлении заданий и их анализе удобно ориентироваться на таксономию образовательных целей Блума.
• Исследовательский рабочий лист. Он включает описание программы исследования, прежде всего экспериментального. Эксперимент может служить средством проверки гипотезы, доказательства или опровержения какого-либо утверждения / факта, способом решения учебной проблемы.
• Рефлексивный рабочий лист, или лист-резюме по теме, разделу, курсу.
• Комбинированный рабочий лист.
Рабочий лист может предъявляться не только в классическом, бумажном варианте, но и в электронном. Если рабочие листы различаются только носителем информации, то между ними нет принципиальной разницы.
В современное образовательное пространство все активнее проникают электронные учебники, электронные рабочие тетради [7; 10; 11], а вместе с ними — и электронные рабочие листы. Содержание и функционал последних отличается от рабочих листов на бумажном носителе.
Как отмечают авторы [9], принципиальными отличиями электронных версий рабочих тетрадей (а вместе с ними и рабочих листов) от аналогичных методических продуктов на бумажных носителях являются:
— возможность автоматической проверки результатов работы ученика;
— возможность использования динамических моделей-манипуляторов. Эти инструменты должны давать ученику, с одной стороны, определенную свободу в манипулировании моделями изучаемых объектов, с другой — ограничивать эту свободу так, чтобы она была педагогически целесообразна.
Изменение способа предоставления ответов и получения его результатов, возможность верификации предложенных решений самими учениками, другие возможности электронных ресурсов способны во многом изменять характер познавательной деятельности ученика. При этом одним из существенных достоинств электронных рабочих листов является предоставление ученикам «познавательной свободы». Применительно к обучению естественно-научным предметам она может заключаться, например, в виртуальном манипулировании опасными веществами, в применении метода проб и ошибок при «сборке» электрической цепи, при «выращивании» растений без создания необходимых для них условий и пр.
Разработка электронного сопровождения учебного процесса, в том числе и организации самостоятельной познавательной деятельности школьников, относится к числу ведущих направлений современных методических исследований и заслуживает отдельного рассмотрения. Как подчеркивают авторы [2], в эпоху системных трансформаций в сфере образования за счет масштабного использования цифровых технологий проблемным зонам должно быть уделено особое внимание.
В данной статье мы апеллируем к самому массовому варианту рабочих листов — исключительно в бумажном варианте.
Еще одним основанием для систематизации рабочих листов выступает число «потребителей» этих методических продуктов. Рабочие листы могут предназначаться для одного ученика, их группы или всех участников образовательного процесса.
Само словосочетание «рабочий лист» подразумевает, что его содержание не должно быть объемным, перегруженным информацией.
Рабочий лист конкретного урока следует рассматривать как «дорожную карту», приближающую ученика к цели — достижению определенных предметных и метапредметных результатов.
Рабочий лист, создаваемый учителем, выступает в его руках как инструмент планирования образовательных результатов вкупе с определением средств достижения этих результатов.
Рабочий лист представляет собой графическое отображение шагов, которые необходимо самостоятельно выполнить ученику для достижения цели. В рабочем листе в виде заданий отображаются ключевые этапы,
ведущие к получению запланированного результата.
При использовании бумажного варианта рабочего листа основным информационным ресурсом для ученика служит учебник. Задания рабочего листа могут включать дополнительную информацию, необходимую для достижения целей, но она не должна конкурировать с содержанием учебника, заменять его, быть альтернативой. При необходимости рабочий лист может быть дополнен информационным листом, содержащим сведения, тесно связанные с рассматриваемым содержанием, но выходящие за его рамки. Это могут быть научные и научно-популярные тексты, как адаптированные, так и неадаптированные, призванные расширить кругозор, повысить интерес к предмету и мотивировать на его успешное изучение.
Если используется электронный рабочий лист, то он может служить одновременно и средством доставки электронного контента, включать не только теорию, но и необходимые подсказки, активные ссылки на дополнительные ресурсы и пр.
Несомненным достоинством разрабатываемого учителем рабочего листа является учет психологических особенностей школьников, уровня их познавательной активности и самостоятельности. Так, например, для вывода новых знаний на основе стартовой информации школьникам с разным уровнем подготовки потребуются разные указания — либо обобщенные, либо достаточно подробные, пошаговые.
Способы оформления заданий, стили и вариации рабочих листов могут быть различны. К формулировкам заданий предъявляются традиционные для них требования: грамотность, лаконичность, однозначность понимания и др.
Рекомендации и требования к рабочему листу как средству организации познавательной деятельности
Автор не рассматривает рабочие листы как доминирующий (основной) инструмент для организации самостоятельной познавательной деятельности учеников, а применение их на большинстве уроков считаем неоправданным и даже вредным. Познавательная деятельность человека многогранна, следовательно, и методическое обеспечение формирования познавательных умений учащихся не должно замыкаться на относительно узком круге методических средств [4].
В то же время, имея высокую дидактическую ценность, рабочий лист
способен успешно выполнять возложенные на него функции.
Таким образом, автор считает целесообразным организацию учебного процесса с локально(эпизодически)-систематическим применением рабочих листов. Следовательно, задача учителя — определить темы уроков, на которых значительную часть времени школьник будет способен работать самостоятельно и в то же время продуктивно. Очевидно, что сложный, теоретически насыщенный материал вряд ли стоит выносить на самостоятельное освоение, несмотря на возможность предписания всех шагов, которые потребуются для этого. Для теоретического материала, особенно насыщенного абстрактными понятиями, объяснение учителя и учебно-познавательные диалоги следует признать наиболее короткими и оптимальными способами обучения.
Процесс разработки и подготовки рабочего листа трудоемкий.
Если рассматривать рабочий лист как средство организации самостоятельной деятельности школьников по присвоению новых знаний, то материал, предназначенный для освоения, должен отвечать следующим требованиям:
— это должен быть материал описательного характера, содержащий преимущественно перечисление фактов;
— раскрываемое содержание должно быть логическим продолжением ранее усвоенных знаний, то есть опираться на базовые знания учеников;
— материал должен давать возможность его структурирования и оформления результатов познания в различных формах.
Безусловно, логика учебного предмета, необходимость логического развертывания учебного содержания оказывают самое непосредственное влияние на определение этапов работы с этим содержанием.
Психологами установлено, что наиболее эффективно процесс обучения протекает в том случае, если школьники участвуют в определении целей познания, осознают личностную значимость недостающих знаний, понимают и принимают к исполнению учебно-познавательные задачи. Конструирование рабочего листа должно основываться на логике процесса усвоения знаний: восприятие — осмысление — запоминание — применение — обобщение — рефлексия.
Таким образом, в заданиях рабочего листа должны органично сочетаться логика учебного предмета и психология усвоения научных понятий.
В структуре рабочего листа следует выделять определенные блоки.
Анализ ряда получивших одобрение в профессиональной среде рабочих листов [3; 5; 6], рабочих тетрадей [9], фрагменты которых можно рассматривать как некоторые аналоги рабочих листов, позволяет сделать заключение: в них нередко присутствуют элементы, стимулирующие обучающихся к формулированию задач урока, показывающие ценность приобретаемых знаний. При этом мы глубоко убеждены, что тратить значительное время на побуждение школьников к выяснению темы урока и формулированию его задач во внешнеречевой (письменной) деятельности не только методически не оправдано, но и вредно.
В рассматриваемом нами бумажном варианте рабочих листов основной блок информации отображен в школьном учебнике. Задания рабочих листов содержат указания по работе с этой информацией, и лишь в ряде случаев — с дополнительной, представленной в рабочем листе.
Основу рабочего листа составляет практический блок с разноуровневыми заданиями, направленными на усвоение новых знаний и овладение способами действий. В содержание рабочего листа может включаться блок контроля знаний и умений с упражнениями и тестами.
Раскроем подробнее содержание основного блока.
В психолингвистике (А. А. Леонтьев) установлено, что понимание и запоминание текста обеспечивает смысловой перевод этого текста в любую другую форму его фиксации. Следовательно, подобные задания уместно включать в содержание рабочих листов. Например, в соответствии с текстом учебника школьникам предлагают выполнить следующее задание:
Задание 1. Сделайте подписи к рисунку «Строение Земли», в скобках укажите доминирующий состав химических элементов в каждой из составных частей.
С пониманием, произвольным и непроизвольным запоминанием тесно связаны такие виды деятельности с готовой информацией, как выделение опорных пунктов и их совокупности, систематизация и классификация, достраивание, перекодирование, установление аналогий, схематизация и отображение информации в графической форме и др. (П. И. Зинченко, И. А. Зимняя, В. Д. Шадриков и др.) [4].
Приведем примеры других заданий на работу с информацией и «перевоссоздание» знаний. При выполнении заданий по возможности должна быть задействована не только мыслительная активность обучающихся, но и моторная, двигательная.
Задание 2. Заполните таблицу «Состав магмы».
Задание 3. В соответствии с рисунками учебника соберите фрагменты кристаллических решеток алмаза и графита из набора шаростержневых моделей атомов.
Задание 4. Сравните физические свойства алмаза и графита:
Тип кристаллической решетки
Температура плавления (высокая, низкая)
Внешние признаки (прозрачность, цвет, блеск)
Отношение к электрическому току
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Развитию творчества и инициативности способствуют задания на порождение (субъективно) новых знаний. Конструирование таких заданий может осуществляться с разной степенью детализации действий обучающихся или сопровождаться различным числом наводящих вопросов. Выполнение заданий подобного рода требует проявления высокой мыслительной активности.
Задание 5. Рассмотрите объекты: алоэ, молочай, кактус. Что объединяет эти растения? В каких частях растений есть специальные ткани для запаса воды? Какое значение для растений это имеет? Эти и подобные
растения называют суккулентами. Дайте определение:
Ряд заданий рабочих листов может быть оформлен в виде небольших текстов с пропусками.
Задание 6. На Солнце — ближайшей к нам звезде, происходят термоядерные реакции. Основной из них является протон-протонный цикл.
Его суть заключается в том, что из химического элемента_
получается________. В процессе звездного нуклеосинтеза из
водорода «по цепочке» образуются самые разнообразные химические
элементы. «Нуклеосинтез» означает_.
Для его осуществления нужны очень жесткие условия, так как_
Большинство вопросов и заданий, которые предлагают выполнить ученику в рабочем листе, должны предъявляться до ознакомления с основным текстом или параллельно с ним. В этом случае ученик имеет план работы, в соответствии с которым будет развертываться его многоуровневая деятельность по освоению предметного содержания.
Заключительным блоком рабочего листа выступает рефлексивно-контролирующий блок заданий. Формат его также разнообразен. Учитывая напряженную умственную деятельность ученика в течение длительного отрезка времени, при разработке заданий этого блока можно рекомендовать:
— не стремиться к проверке всех элементов содержания;
— показать практическое применение освоенных знаний и способов действий;
— разнообразить формы и способы предъявления информации, виды деятельности при выполнении заданий, формы и способы ответов на них;
— не давать задания высокого уровня сложности.
Пример 7. Посмотрите видеоролик. Перечислите представленные в нем физические и химические явления:
Учебно-познавательные задания рабочих листов могут иметь маркировку, показывающую необходимость их выполнения всеми учащи-
мися класса, либо по желанию. Последние задания, как правило, имеют повышенный или высокий уровни сложности. Наполняемость рабочих листов заданиями должна быть рассчитана с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.
Методика использования рабочих листов
В подавляющем большинстве рабочие листы предназначены для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников на уроке. При этом руководство этой деятельностью со стороны учителя может быть различным. Допускаются два крайних варианта: внешнее наблюдения учителя за работой учеников при вмешательстве в учебный процесс только в случае необходимости и систематическое отслеживание и контроль за выполнением каждого задания. Возможны любые сочетания этих вариантов. Так, на открытом конкурсном уроке индивидуальное выполнение школьниками блоков заданий перемежалось с коллективным обсуждением программных вопросов под руководством учителя [3]. Если осваиваемое предметное содержание благоприятствует организации самостоятельной познавательной деятельности, то большую часть урока школьники могут работать преимущественно самостоятельно [6]. В тех случаях, когда уровень подготовки и познавательной активности обучающихся невысок, наиболее целесообразным вариантом следует считать пошаговое освоение материала с коллективным обсуждением вариантов выполнения каждого задания.
Рабочие листы могут быть предназначены и для выполнения домашней работы. В этом случае их основное предназначение — отработка (закрепление) усвоенных на уроке знаний и способов действий, контроль результативности учебного процесса. Если учебный процесс строится в технологии «перевернутый класс» и домашняя работа предполагает освоение нового, то содержание и структура рабочего листа будут иными.
Если в рабочем листе отсутствуют задания, проверяющие степень овладения предметным содержанием и задания рефлексивного блока, то в структуре урока следует предусмотреть время на реализацию соответствующих звеньев учебного процесса.
Средства организации познавательной деятельности школьников разнообразны, и рабочий лист является лишь одним из них. Это эффек-
тивный инструмент организации самостоятельной учебной деятельности, способствующий формированию самообразовательных умений.
Как любой методический ресурс, рабочий лист имеет свои достоинства и недостатки. Его создание и использование должно базироваться на законах и закономерностях дидактики, психологии, предметной методики.
Грамотное и методически оправданное применение рабочих листов позволит внести достойный вклад в решение задач, обозначенных федеральными государственными образовательными стандартами.
1. Дерябина Н. Е. Органическая химия. Книга 1. Углеводороды и их монофункциональные производные. Учебник-тетрадь. М.: У Никитских ворот, 2012. 200 с.
2. Иванова С. В., Иванов О. Б. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 6-27.
3. Исаев Д. С. Урок по теме «Химические реакции» // Химия в школе. 2019. № 7. С. 10-16.
4. Миренкова Е. В. Концепция методического обеспечения формирования познавательных умений учащихся при обучении химии в современной школе: ав-тореф. дис. . докт. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. 42 с.
5. Миренкова Е. В., БочулинскаяЕ. Р. Из опыта организации самостоятельной работы с учебником // Химия в школе. 2021. № 2. С. 35-38.
6. Миренкова Е. В., Кутина О. Е. Как мы формируем познавательные умения учащихся // Химия в школе. 2013. № 4. С. 19-26.
7. Мохина Ю. Н. Использование рабочей тетради на уроках ИЗО как способ повторения и закрепления общих знаний учащегося во всех областях при помощи творческой деятельности // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сб. ст. / под ред. И. М. Алалыкиной, П. М. Горева, О. Л. Лунеевой, М. В. Масловой. Киров, 2018. С. 362-366.
8. Панова Е. Д. Рабочий лист как инструмент формирующего оценивания [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/650233 (дата обращения: 15.11.2020).
9. Петриченко Д. Н., Поздняков С. Н., Рыжик В. И. Электронная рабочая тетрадь по геометрии для 9 класса // Компьютерные инструменты в образовании. 2006. № 2. С. 58-64.
10. Романичева Е. С. Рабочая тетрадь как «авторский» текст учебника // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: сб. мат-лов VIII междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста» / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. 2016. С. 88-92.
11. Рыдзе О. А. Организация самостоятельной работы на основе средств обучения // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). С. 166-175.
12. Файзуллина С. Роль рабочего листа в управлении учением // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 6-7 (50). С. 94-96.
WORKSHEET AS A MEANS OF ORGANIZING INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY IN NATURAL SCIENCE EDUCATION
The article deals with the issues of using a student’s worksheet as a tool for organizing independent cognitive activity in natural science education. The research is based on a generalization of effective pedagogical practices, which allowed us to develop theoretical and methodological aspects of creating and applying worksheets.
In connection with the large scale digitalization of the educational process, the concepts of «electronic worksheet» and «worksheet on electronic media» were compared, and the most common variant-a paper-based worksheet was chosen as the object of research. It is emphasized that the worksheet is not the only tool for organizing independent cognitive activity of students, but it has a high didactic value and is able to successfully perform the functions assigned to it.
The author’s definition of the key concept of research is proposed, its essence and didactic significance are characterized. The systematization of worksheets on the most significant basis — the dominant purpose of application — has been carried out. Special attention is paid to training and combined worksheets. The author discloses the issues related to the content and design of work sheets as well as proposes criteria for selecting subject information recommended for self-development. It is emphasized that the tasks of the worksheet should organically combine the logic of the subject and the psychology of mastering scientific concepts.
One can select specific blocks in the worksheet structure. The main one is a practical block that includes multi-level tasks aimed at mastering new knowledge and methods of action. This block includes tasks for working with «ready-made information», including requirements for selecting reference points, recoding, structuring, classifying objects of study, comparing them, and so on. In addition, tasks may involve the conclusion (subjectively) of new knowledge in the process of independent work. The final block of the worksheet is a reflexive control block of tasks. The paper provides numerous specific examples of tasks, as well as describes the method of using worksheets in the educational process.
It is shown that competent design and application of worksheets contributes to the successful formation of self-educational skills.
Keywords: the worksheet, functions of the worksheet, types of the work-
sheet, components of the worksheet, recommendations for creating the worksheet, methods of use of the worksheet.
• Deryabina N. E. Organicheskaya himiya. Kniga 1. Uglevodorody i ih monofunkcional’nye proizvodnye. Uchebnik-tetrad’. M.: U Nikitskih vorot, 2012. 200 s. [In Rus].
• Fajzullina S. Rol’ rabochego lista v upravlenii ucheniem // Aktual’nye nauchnye issledo-vaniya v sovremennom mire. 2019. № 6-7 (50). S. 94-96. [In Rus].
• Isaev D. S. Urok po teme «Himicheskie reakcii» // Himiya v shkole. 2019. № 7. S. 10-16. [In Rus].
• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Sistemnye transformacii v sfere obrazovaniya v usloviyah vne-dreniya cifrovyh tekhnologij // Cennosti i smysly. 2020. № 5 (69). S. 6-27. [In Rus].
• Mirenkova E. V. Koncepciya metodicheskogo obespecheniya formirovaniya poznavatel’nyh umenij uchashchihsya pri obuchenii himii v sovremennoj shkole: avtoref. dis. . dokt. ped. nauk. SPb.: RGPU im. A. I. Gercena, 2018. 42 s. [In Rus].
• Mirenkova E. V., Bochulinskaya E. R. Iz opyta organizacii samostoyatel’noj raboty s uchebnikom // Himiya v shkole. 2021. № . S. 35-38 [In Rus].
• Mirenkova E. V., Kutina O. E. Kakmyformiruem poznavatel’nye umeniya uchashchihsya // Himiya v shkole. 2013. № 4. S. 19-26. [In Rus].
• Mohina Yu. N. Ispol’zovanie rabochej tetradi na urokah IZO kak sposob povtoreniya i za-krepleniya obshchih znanij uchashchegosya vo vsekh oblastyah pri pomoshchi tvorches-koj deyatel’nosti // Pedagogicheskoe proektirovanie: idei i resheniya: sb. st. / pod red. I. M. Alalykinoj, P. M. Goreva, O. L. Luneevoj, M. V. Maslovoj. Kirov, 2018. S. 362-366. [In Rus].
• Panova E. D. Rabochij list kak instrument formiruyushchego ocenivaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/650233 (data obrashcheniya: 15.11.2020). [In Rus].
• Petrichenko D. N., Pozdnyakov S. N., Ryzhik V. I. Elektronnaya rabochaya tetrad’ po geometrii dlya 9 klassa // Komp’yuternye instrumenty v obrazovanii. 2006. № 2. S. 58-64. [In Rus].
• Romanicheva E. S. Rabochaya tetrad’ kak «avtorskij» tekst uchebnika // Teksty novoj prirody v obrazovatel’nom prostranstve sovremennoj shkoly: sb. mat-lov VIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Pedagogika teksta» / pod red. T. G. Galaktionovoj, E. I. Kazakovoj. 2016. S. 88-92. [In Rus].
• Rydze O. A. Organizaciya samostoyatel’noj raboty na osnove sredstv obucheniya // Cennosti i smysly. 2018. № 5 (57). S. 166-175. [In Rus].
Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
ИНФОГРАФИКА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ / НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ / INFOGRAPHICS / INFORMATION VISUALIZATION / TEXT ACTIVITIES / AFTER THE TEXT ACTIVITIES / METHODS OF WORK WITH THE TEXT / NON-CONTINUOUS TEXTS
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горев Павел Михайлович, Колобова Нина Геннадьевна, Зобнина Наталья Сергеевна, Сырцева Надежда Николаевна, Брагина Ольга Сергеевна
В статье обсуждается вопрос использования инфографики в образовательном процессе средней школы. Предлагаются варианты работы с готовой инфографикой на этапе текстовой деятельности и описываются отдельные аспекты организации исследований школьников на этапе послетекстовой деятельности , результаты которых оформляются в виде инфографики . В статье представлено несколько вариантов авторской инфографики , которая может быть использована на уроках различных предметов в средней школе.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горев Павел Михайлович, Колобова Нина Геннадьевна, Зобнина Наталья Сергеевна, Сырцева Надежда Николаевна, Брагина Ольга Сергеевна
Формирование стратегий смыслового чтения текстовой информации у обучающихся
Факторы «Работающего» онлайн-текста в социальных сетях
Современные средства обеспечения наглядности в образовательном процессе технического вуза
Особенности передачи авторского стиля при переводе пьесы Б. Шоу «Pygmalion» с английского языка на русский
Механизмы апробации и внедрения курса «Развивающая математика» для учащихся 5–6-х классов в практику работы основной школы
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы»
Горев П. М., Колобова Н. Г., Зобнина Н. С., Брагина О. С., Сырцева Н. Н. Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 1 (январь). — 0,7 п. л. — URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170006. htm.
ART 170006 УДК 371.335
Горев Павел Михайлович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры фундаментальной и компьютерной математики ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров pavel-gorev@mail.ru
Колобова Нина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы МОАУ «Лицей № 21», г. Киров Зобнина Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы МОАУ «Лицей № 21», г. Киров Брагина Ольга Сергеевна,
учитель английского языка МОАУ «Лицей № 21», г. Киров
Сырцева Надежда Николаевна
учитель биологии МОАУ «Лицей № 21», г. Киров
Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы
Аннотация. В статье обсуждается вопрос использования инфографики в образовательном процессе средней школы. Предлагаются варианты работы с готовой инфографикой на этапе текстовой деятельности и описываются отдельные аспекты организации исследований школьников на этапе послетекстовой деятельности, результаты которых оформляются в виде инфографики. В статье представлено несколько вариантов авторской инфографики, которая может быть использована на уроках различных предметов в средней школе. Ключевые слова: инфографика, визуализация информации, текстовая деятельность, послетекстовая деятельность, приемы работы с текстом, несплошные тексты.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В последнее время образовательное пространство все интенсивнее наполняется разнообразной информацией, которая может быть представлена в различных текстовых и медиа форматах. Реалии современной жизни, зацикленные на Интернет и телевидение как системах передачи новых видов информации, способствуют широкому внедрению в практику педагогической деятельности технологий, механизмов, инструментов и приемов работы с информационными ресурсами, представленными в формате визуальной информации, в частности в форме несплошных текстов.
Визуальная информация в соответствии с принципом наглядности, выдвинутым Я. А. Каменским, всегда широко использовалась в образовательном процессе: это приборы и механизмы, модели реальных объектов, опорные схемы и таблицы, оперативные схемы действий, семантические и фреймовые модели и др. Однако сегодня ученые пытаются развести понятия «наглядный», то есть демонстративный, направленный на показ готового объекта, процесса или явления, и «визуальный», предполагающий представление в виде образа: в процессе обучения педагог предлагает осмыслить информацию и представить её в виде фигуры, объекта, картинки. При этом
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
Горев П. М., Колобова Н. Г., Зобнина Н. С., Брагина О. С., Сырцева Н. Н. Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 1 (январь). — 0,7 п. л. — URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170006. htm.
сам процесс визуализации понимается как свертывание мыслительных содержании в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и может служить опороИ адекватных мыслительных и практических действий [1].
В связи с этим возрастает образовательная роль визуальных инструментов представления учебной информации, позволяющих преодолеть затруднения при обучении на уровне абстрактно-логического мышления. Визуализация учебного материала дает возможность собрать воедино сведения для быстрого воспроизведения материала, позволяет применять схемы для оценивания усвоения изучаемой темы. Как правило, наглядные образы сокращают цепи словесных рассуждений и могут синтезировать схематичный образ, «уплотняя» информацию.
Визуализация учебной информации тем самым позволяет решить целый ряд педагогических задач:
— обеспечение интенсификации обучения;
— активизации учебной и познавательной деятельности;
— формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий;
— передачи знаний и распознавания образов;
— повышения визуальной грамотности и визуальной культуры [2].
Одним из современных способов визуализации информации является инфогра-фика, которая широко используется в средствах массовой информации, включая Интернет, в рекламе, маркетинге и PR-технологиях. В последнее время она стала занимать свое место и в области образования.
Определение этому виду визуального представления информации дает В. Лаптев: «Инфографика — это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний» [3]. Ин-фографика представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающую в себя как визуальные элементы, так и тексты, которые их поясняют. Принципиальным в этом случае является актуальность и востребованность темы для обучающихся, простота и краткость представленной информации, ее креативность, образность, точность и организованность, а также эстетическая привлекательность [4].
На современном этапе выделяют три типа инфографики:
— статичная — чаще всего одиночный слайд без анимированных элементов;
— интерактивная — содержит анимированные элементы, пользователи могут взаимодействовать с динамическими данными;
— видеоинфографика — короткий видеоряд, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст.
Для образовательного процесса в современных условиях наиболее близка статичная инфографика.
Н. В. Кубрак выделяет два подхода работы с инфографикой в учебном процессе [5]. Первый вариант — инфографика создается педагогом для решения образовательных задач, в первую очередь, для привлечения внимания ученика к теме. Этот вариант не подразумевает участия школьников в создании инфографики. Как правило, работа с готовой инфографикой в учебном процессе характерна для этапа текстовой деятельности учащихся. Второй вариант — ученик, проведя собственное исследование по теме, анализирует материал, выделяет акценты и самостоятельно создает ин-фографику. Работа над ней способствует более тщательному изучению материала, развивает критическое мышление. Такой вид работы с инфографикой свойственен
научно-методический электронный журнал
Горев П. М., Колобова Н. Г., Зобнина Н. С., Брагина О. С., Сырцева Н. Н. Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 1 (январь). — 0,7п. л. — URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170006. htm.
этапу послетекстовой деятельности учащихся. С инфографикой можно работать коллективно, тогда у школьников появляются навыки работы в команде, развиваются личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Следует отметить, что активное участие обучающихся в создании инфографики и обучение ее анализу способствует более эффективному формированию у них визуальных образов, с чем и связана в первую очередь цель использования визуализации в образовательном процессе.
И в том, и в другом вариантах работы с инфографикой приходится обращать внимание на процесс ее создания, который проходит следующие этапы:
— формулирование цели создания инфографики;
— сбор материала по теме, который может быть представлен в различных форматах — текст, графика, страницы таблиц и др.;
— аналитика, обработка информации и приведение ее к единому стилю;
— построение доступной визуализации, верстка в одном из возможных форматов в зависимости от целей и количества данных.
Работа обучающихся с инфографикой как одним из видов несплошных текстов может быть направлена на развитие у них функциональной грамотности чтения, осмысленного понимания текста. Здесь могут быть составлены задания и вопросы на:
1) поиск и извлечение информации (определение темы, узнавание или распознавание информации);
2) различение основной и второстепенной информации;
3) нахождение информации, неявно выраженной в несплошном тексте смешанного формата; чтение графиков и диаграмм;
4) использование информации, содержащейся в тексте, для подтверждения точки зрения;
5) вывод на основе анализа текста;
6) оценка информации, содержащейся в тексте, на основе собственных знаний и системы ценностей.
Отметим, что с помощью инфографики можно реализовать и ключевую работу для каждого школьного предмета с понятийным аппаратом. Здесь можно предложить обучающимся из профессионального текста (речь/статья/видео) выделить основные понятия и составить простейшую инфографику, отражающую связи между понятиями и терминами. Однако следует помнить, что инфографика должна быть точно согласована с содержанием материала.
Приведем несколько примеров работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы на этапах текстовой и послетекстовой деятельности.
I. Работа с готовой инфографикой на этапе текстовой деятельности.
Этап текстовой деятельности предполагает обучение умению читать (воспринимать и понимать) тексты, в частности несплошные, представленные в виде инфографики. Для успешной работы можно использовать различные типы заданий и формы работы с инфографикой.
1. На уроках русского языка и литературы, обществознания, при подготовке к итоговой аттестации, а также во внеклассной работе может быть использована инфографика «Читать не вредно!» (см. рис. 1) [6].
При работе с этой инфографикой учащимся могут быть предложены следующие типы заданий.
А) Задания множественного выбора (приём «верно/неверно»).
Выберите из предложенных вариантов верные.
— В России ежегодно выпускается самое большое количество книг.
научно-методический электронный журнал
Горев П. М., Колобова Н. Г., Зобнина Н. С., Брагина О. С., Сырцева Н. Н. Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 1 (январь). — 0,7п. л. — URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170006. htm.
Читать не вредно!
Самые читающие страны
Что читают в мире? Кто читает больше всех?
(Л Неграмотное население мира
В мире насчитывается около 877 ООО ООО неграмотных взр людей и 113 □□□ □□□ детей, ко никогда на ходили в школу*.
Восточная и Юятая Азия — здесь vwefffl больше кем модо мomwwr 6сЛ от обще/о числа
Р Ссюрма* Африка и Арабслие агумны: 38% местного носепепия меумдат читать
i. I. S 1 I J I ]. 1. 1
По мрсмм NOP World, доатсу самых читающих стран ааапмюлиаг Индии (10,7 часоа а иадапю), ■ имыимт — Венгрия. Уроавыь чтянии я России упал, нгм чего страна лишилась аваммя «самой читающей». маши саотячостаякмики тратят на книги 7,1 масса а мадалмх.
ТОП-5 книг в различных странах
Пагтнаюя Аьь~рика и Кфибоый басган: 12% rnum&wj никогда не яодипи в ималу
OricdNKOI вщйхогеш яюдрй
Джпи Obnx ТЪрЭосттть а О предубеждение’
Дж. Р. Ä ThiBCUBt, «Высшс.1
Дж. К. Роулин*, с*рид кмш о
I Дж Браун, Под да Вимы’
М lonuf Бу.саш«, )iocnupu
1ДЖ. К Роумви* серия XMtS о Горри Потере
(ШПМ II сошник | В^жжя ЛЛрпт CAjhaiwe; тНояол
Лн Лхюяой, «Акха Каренина»
ф В*лихс$ршжвж*я f В тол-лист самых читаемых шит в Mtpe входят: ч I и»Хс66т* ДяоиТожжн^ ро»шчй«ми1Чу«» Гарри Паттерн,
• СШЧ J ТЬови^Дщи^Хнияр^Хжл^^рср’Дто^^ J
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Что должно быть «Амтшб Su&tuomoc?— morofi вопрос был задам жителям США, Великобритании и Россы IL
Рис. 1. Инфографика «Читать не вредно!»
— Самой читающей страной является Индия.
— Больше всего неграмотных людей живет в Африке.
— В мире регулярно проводятся опросы по читательским предпочтениям.
— Самой популярной книгой в России назван роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
— По результатам опроса наша страна оказалась на 7-ом месте по количеству часов в неделю, затраченных на чтение.
Б) Поиск и целенаправленное извлечение информации. Различение основной и второстепенной информации.
Ответьте на вопросы.
— По какому критерию определяется самая читающая страна в мире?
— Сколько минут в день читают ради удовольствия?
— В какой стране больше всего неграмотных?
— Книги каких жанров входят в ТОП-5 в различных странах?
В) Задания на перенос информации/перекодирование информации (составление графиков, диаграмм, решение задач на основе прочитанного).
— Сосчитайте, сколько в мире неграмотных женщин (в числовом выражении), по данным ЮНЕСКО.
— Составьте график (диаграмму) «Неграмотное население мира».
Г) Обобщение и интерпретация содержания текста (нахождение в тексте заданной информации или данных, иллюстрирующих определённую мысль, использование информации, содержащейся в тексте, для подтверждения точки зрения).
— Докажите, что численность неграмотного населения в начале XXI века не уменьшается.
научно-методический электронный журнал
Горев П. М., Колобова Н. Г., Зобнина Н. С., Брагина О. С., Сырцева Н. Н. Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 1 (январь). — 0,7п. л. — URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170006. htm.
2. Подобного рода работа может быть проведена и на уроках предметов естественнонаучного цикла. Так, к примеру, в 8 классе тема «Дыхательная система» при углубленном изучении биологии может быть изложена с использованием инфогра-фики «Жизнь на больших высотах» (рис. 2) [7].
Рис. 2. Инфографика «Жизнь на больших высотах»
A) Задания множественного выбора (приём «верно/неверно»).
Определите, верно или неверно суждение.
— У млекопитающих, обитающих в высокогорьях, в крови содержится больше эритроцитов, чем у тех же видов на равнине.
— В результате гипервентиляции снижается количество СО2 и в организм поступает меньше кислорода.
— На больших высотах возникает повышенное выделение воды с мочой.
— На больших высотах процентное содержание кислорода в атмосфере уменьшается.
— На высоте больше 300 м возникает горная болезнь.
— Бегуны на дальние дистанции тренируются на большой высоте ля развития горной болезни.
Б) Нахождение информации, неявно выраженной в несплошном тексте смешанного формата.
— Назовите физиологические эффекты гипоксии.
— Укажите отличие адаптации от акклиматизации.
— Укажите, какие климатические условия приводят к интенсивной потере тепла организмом, какие — к потере большого количества воды.
B) Использование информации, содержащейся в тексте, для подтверждения точки зрения.
— Докажите, что организм приезжих альпинистов, постоянно живущих на равнинах, подвергается более сильным нагрузкам, чем организм местных жителей, постоянно обитающих в высокогорьях.
научно-методический электронный журнал
Горев П. М., Колобова Н. Г., Зобнина Н. С., Брагина О. С., Сырцева Н. Н. Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 1 (январь). — 0,7п. л. — URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170006. htm.
Г) Вывод на основе анализа текста.
— Объясните на примерах физиологических изменений, что люди, решившие покорить высокие горные вершины должны постепенно увеличивать дистанции восхождения.
3. На уроках английского языка в 4-ом классе углубленного изучения предмета в теме «Сравнительная характеристика двух видовременных форм английского глагола (Present Perfect и Past Simple) может быть предложен следующий вариант работы с инфографикой «Present Perfect и Past Simple» (рис. 3) [8].
Рис. 3. Инфографика «Present Perfect и Past Simple»
Каждому учащемуся выдается инфографика. Учитель озвучивает задачу: «Рассмотрите предложенную инфографику (схему)».
Шаг 1. Учащимся дается 2-5 минут для изучения инфографики.
Шаг 2. Учащимся даются задания к инфографике: «Выполните задания и расскажите об особенностях употребления Present Perfect и Past Simple».
Задание 1. Отметьте «Yes» или «No» (поиск и извлечение информации).
1. На картинке мы видим два времени, обозначающих действие в прошлом.
2. Оба времени обозначают законченное действие.
3. Во времени Past Simple указано точное время совершения действия.
4. Время Present Perfect используется в речи чаще, чем Past Simple.
5. Форма времени Present Perfect образуется при помощи вспомогательного глагола и третьей формы основного глагола.
6. Во времени Past Simple глагол стоит во второй форме.
7. Во всех вопросительных предложениях английского языка мы можем использовать оба времени (Present Perfect и Past Simple).
Задание 2. Дополните информацию (нахождение информации, неявно выраженной в несплошном тексте смешанного формата).
1. Чтобы перевести предложение «Я читал книгу вчера», вы используете видовременную форму .
научно-методический электронный журнал
Горев П. М., Колобова Н. Г., Зобнина Н. С., Брагина О. С., Сырцева Н. Н. Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 1 (январь). — 0,7п. л. — URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170006. htm.
2. Все глаголы в Past Simple используются в . форме.
3. Третья форма глагола «иначе» называется .
4. Во времени Present Perfect важно не время совершения действия, а .
5. «Вы когда-нибудь были в Лондоне?». В этом предложении при переводе вы используете форму глагола в .
Задание 3. Использование информации, содержащейся в схеме, для подтверждения собственной точки зрения.
Выберите правильную форму глагола в Past Simple или Present Perfect.
1. He (has been, was) in Paris last week.
2. We (have read, read) this book. It is very interesting.
3. I (haven’t seen, didn’t see) my uncle since October.
4. They (bought, have bought) a wonderful house in 2007.
5. When (have you gone, did you go) to the park?
6. (Has she ever seen, Did she ever see) a crocodile?
Задание 4. Вывод на основе анализа схемы.
Просмотрите инфографику ещё раз и скажите, почему в английском языке (в отличие от русского) существует несколько времен, которые используются для описания наших действий в прошлом? Запишите своё рассуждение.
Шаг 3. Учащиеся открывают грамматический справочник и читают правило употребления Present Perfect и Past Simple; делают вывод о проделанной работе.
4. Обратимся к инфографике «Всё дело в простоте!» (рис. 4), созданной нами на основе материала п. 15 «Простые и составные числа» учебника алгебры для 8-го класса с углубленным изучением предмета [9]. Для работы с этой инфографикой используются приемы: сопоставление учебного текста и инфографики, поиск неявно выраженной информации, использование информации текста для подтверждения своей точки зрения, вывод на основе анализа текста.
Рис. 4. Инфографика «Всё дело в простоте!»
научно-методический электронный журнал
Горев П. М., Колобова Н. Г., Зобнина Н. С., Брагина О. С., Сырцева Н. Н. Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 1 (январь). — 0,7п. л. — URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170006. htm.
Инфографика выдается каждому ученику в начале изучения темы и дублируется на экране. Обсуждение нового материала ведется по схеме (для каждого абзаца или нескольких абзацев учебника):
1) прочитайте абзац учебника;
2) объясните, как эта информация представлена на инфографике;
3) постарайтесь ответить на сопутствующие вопросы, отраженные на инфографике;
4) объясните, почему на инфографике присутствуют связанные графические объекты (для этого можно использовать дополнительную информацию, например Ви-кипедию).
Центральное место в инфографике занимает заголовок и определение простого числа, что дает возможность актуализировать материал, изученный в 6-ом классе. Дальше беседа переходит в разрез обсуждения алгоритма поиска простых чисел. Ответы на вопросы, обозначенные в блоке «Решето Эратосфена» являются формальным обоснованием алгоритма. Далее беседа переходит к основному блоку с фактами о простых числах. Поставленный здесь вопрос вновь призван осуществить связь с ранее изученной темой «Счетные множества». Первые два факта приводятся с обоснованием, при этом на инфографике описывается метод, которым доказывается, что простых чисел бесконечно много. Следующие два факта лишь обсуждаются с учениками, приводятся примеры и частные случаи. В завершение беседы внимание детей обращается на исторический аспект темы: от Евклида до Гаусса, а также на актуальность изучения тематики, связанной с простыми числами, в наши дни. Заметим, что подобная подача объемного материала не только экономит время на уроке, но и дает возможность вести разговор о математике как культурном явлении, что бесспорно является ключевым моментом в привитии интереса школьников к предмету.
Далее учащиеся делают записи в тетрадях с формулировками и доказательствами основных фактов.
II. Работа с инфографикой на этапе послетекстовой деятельности.
На этом этапе инфографика может быть представлена как результат исследовательской работы учеников после изучения текста.
1. На уроке литературы учащимся 11 -го класса при изучении темы «События октябрьской революции в оценке русских писателей» может быть предложено в качестве домашнего задания создать инфографику по материалам урока «Интеллигенция и революция».
Каждому выдается памятка, которая может выглядеть следующим образом:
1) подумайте, какой может быть идея инфографики;
2) сформулируйте проблему, которая будет отражена в инфографике;
3) сформулируйте цель и задачи инфографики;
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
4) разбейте выбранную тему на разделы, части, пункты;
5) подберите образы, картинки, выберите цветовую палитру;
6) подберите текст, который будет сопровождать инфографику.
Ниже представлен один из вариантов выполнения задания (см. рис. 5).
Эту инфографику можно в свою очередь использовать в дальнейшем для работы на этапе текстовой деятельности, анализируя заголовок, определяя, какому автору принадлежит книга, переводя несплошной текст в сплошной.
2. Результат исследования учащихся в форме инфографики может быть представлен при изучении темы «Особенности публицистического стиля» (русский язык, 11 класс). Работа с инфографикой применяется на этапе закрепления полученных знаний в процессе послетекстовой деятельности. Для этого используется частично-поисковый метод.
научно-методический электронный журнал
Горев П. М., Колобова Н. Г., Зобнина Н. С., Брагина О. С., Сырцева Н. Н. Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 1 (январь). — 0,7п. л. — URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170006. htm.
Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию!
А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя.
Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было.
Т Как они одинаковы, все эти революции! Одна из самых отличительных черт революций -бешеная жажда игры. В человеке просыпается обезьяна.
Ясно, что дальше так идти не может и стране грозят неслыханные бедствия. Лучше всего живется при ваших порядках всякого рода грабителям.
‘ Народные комиссары относятся к России как к материалу для опыта. Рабочий класс должен знать, что чудес в действительности не бывает, что его ждет голод, полное расстройство промышленности, разгром транспорта, длительная кровавая анархия.
Рис. 5. Инфографика «Моя революция. »
В качестве ведущего применяется прием формирования статистических данных на основе сплошного текста по заданным параметрам и визуализации результатов микроисследования. Учащиеся делятся на группы, каждая из которых получает карточку с научным текстом, характеризующим те или иные особенности публицистического стиля (лексические, морфологические, синтаксические), а также текст эссе Д. С. Лихачева «Учимся говорить и писать». На основе сплошного научного текста формируется несплошной: задача учеников выбрать из материала параметры для статистического микроисследования (например, соотношение простых и сложных предложений в тексте, частота употребления существительных родительного падежа). Затем на основании выбранных параметров ученики исследуют текст Д. С. Лихачева.
Результаты микроисследования представляются и визуализируются с помощью инфографики. Заготовка плаката есть на доске и у каждого ученика в распечатанном виде. На основе выступлений всех групп инфографика заполняется полностью (рис. 6).
Рис. 6. Инфографика «Арифметика текста»
научно-методический электронный журнал
Горев П. М., Колобова Н. Г., Зобнина Н. С., Брагина О. С., Сырцева Н. Н. Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 1 (январь). — 0,7 п. л. — URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170006. htm.
В качестве домашнего задания учащиеся должны создать на основе данной ин-фографики (несплошного текста) сплошной — рассказ об особенностях публицистического стиля для семиклассников, участников кружка «Юный журналист».
3. Следующая инфографика обращает нас к материалу кружка по математике в 5-ом классе. Ученикам предлагается установить частотность букв русского языка в текстах и ответить на вопрос: «Существует ли связь между встречаемостью букв в текстах и раскладкой клавиатуры?» Ответ на этот вопрос школьники представили в форме инфографики «Случайная закономерность» (рис. 7).
Рис. 7. Инфографика «Случайная закономерность»
Работа над исследованием текста для расшифровки на основе частотного анализа уже сама по себе полезна как основа математического исследования ученикам, проявляющим интерес к математике. Однако представление результатов в форме ин-фографики дает возможность установления связей на визуальном уровне представления информации.
4. Инфографика может быть результатом совместной работы учащихся и учителя в процессе изучения новой темы. Этот аспект работы разберем на примере изучения темы курса геометрии «Многоугольники» в 8-ом классе средней школы (рис. 8).
Рис. 3. Инфографика «Многоугольники» (геометрия, 8 класс)
Работа с инфографикой проходит в три этапа. На первом этапе последовательно с введением новых понятий создается рисунок. Школьникам выдается заготовка —
научно-методический электронный журнал
Горев П. М., Колобова Н. Г., Зобнина Н. С., Брагина О. С., Сырцева Н. Н. Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 1 (январь). — 0,7п. л. — URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170006. htm.
поле с изображенными дугами, символизирующими отделение одних типов фигур от других, и набор наклеек для создания единообразной инфографики. Здесь умышленно минимизировано количество текста, однако приведены рисунки-подсказки. На втором этапе, после закрепления понятий, происходит второе движение по инфогра-фике с нанесением на нее элементов, отражающих основные свойства изображенных фигур. Третий этап предполагает организацию зачета для учащихся с «расшифровкой» материала, включенного в инфографику. Тем самым затрагиваются существенные моменты работы с несплошными текстами: распознавание образов и извлечение информации; различение основной и второстепенной информации; нахождение неявно выраженной информации. Все это направлено на стойкое формирование у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.
Таким образом, инфографика — это современный инструмент визуализации при работе с несплошными текстами, позволяющий хорошо усвоить учебную информацию, способствующий развитию поисковой деятельности и формированию критического мышления. Применение этого инструмента дает возможность организовать совместную работу педагога и обучающихся на занятиях, а также способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся.
Ссылки на источники
1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
2. Трухан И. А., Трухан Д. А. Визуализация учебной информации в обучении математике, ее значение и роль. — URL: https://www.scienceforum.ru/2013/215/3186.
3. Лаптев В. Изобразительная статистика. — М.: Эйдос, 2012. — 180 с.
4. Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н., Лапухова О. В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — № 11 (ноябрь). — URL: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm.
5. Кубрак Н. В. Инфографика как результат представления ученического исследования. — URL: http://digital-edu.info/vyp/4/?ELEMENT_ID=1639.
6. Жукова Т. Функциональная неграмотность — бич XXI века? // Геополитика. — 19.09.2014 — URL: http://geopolitics.by/node/5562.
7. Пикеринг В. Р. Биология человека в диаграммах. — М.: Изд-во АСТ, 2003. — 181 с.
9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Феоктистов И. Е. Алгебра. 8 класс. — М.: Мнемозина, 2015. — 384 с.
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Fundamental and Computational Mathematics, Vyatka State University, Kirov pavel-gorev@mail.ru Nina Kolobova,
teacher of Russian language and literature, Lyceum 21, Kirov Natalia Zobnina,
teacher of Russian language and literature, Lyceum 21, Kirov Olga Bragina,
teacher of English language, Lyceum 21, Kirov
Biology teacher, Lyceum 21, Kirov
Methods of work with infographics in the educational process of a comprehensive school Abstract. The article discusses the use of infographics in the educational process of high school. The variants with the final step infographics text describes the activities and certain aspects of the organization of research students at the stage posletekstovoy activities, the results of which are made in the form of infographic. The article presents several options the author infographic, which can be used in lessons of different subjects in high school.
Key words: infographics, information visualization, text activities, after the text activities, methods of work with the text, non-continuous texts.
научно-методический электронный журнал
Горев П. М., Колобова Н. Г., Зобнина Н. С., Брагина О. С., Сырцева Н. Н. Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 1 (январь). — 0,7п. л. — URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170006. htm.
Verbickij, A. A. (1991) Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod. Moscow: Vyssh. shk. 207 p. (in Russian).
Truhan, I. A. & Truhan, D. A. Vizualizacija uchebnoj informacii v obuchenii matematike, ee znache-nie i rol’. URL: https://www.scienceforum.ru/2013/215/3186 (in Russian). Laptev, V. (2012) Izobrazitel’naja statistika. Moscow: Jejdos. 180 p. (in Russian). Ermolaeva, Zh. E., Gerasimova, I. N. & Lapuhova, O. V. (2014) Infografika kak sposob vizualizacii uchebnoj informacii // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». # 11. URL: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm (in Russian).
Kubrak, N. V. Infografika kak rezul’tat predstavlenija uchenicheskogo issledovanija. URL: http://digital-edu.info/vyp/4/?ELEMENT_ID=1639 (in Russian).
Zhukova, T. (2014) Funkcional’naja negramotnost’ — bich XXI veka? // Geopolitika. URL: http://geopolitics.by/node/5562 (in Russian).
Pikering, V. R. (2003) Biologija cheloveka v diagrammah. Moscow: Izd-vo AST. 181 p. (in Russian). http://lbartman.com/worksheet/past-simple-vs-present-perfect-exercises-for-beginners.php (in Russian). Makarychev, Ju. N., Mindjuk, N. G., Neshkov, K. I. & Feoktistov I. E. (2015) Algebra. 8 klass. Moscow: Mnemozina. 384 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Щ^^Ш^Ж
Поступила в редакцию Received 21.01.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 24.01.17
Принята к публикации Accepted for publication 24.01.17 Опубликована Published 31.01.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017
©Горев П. М., Колобова Н. Г., Зобнина Н. С., Брагина О. С., Сырцева Н. Н., 2017
9 пунктов, которые надо сделать до начала разработки игры
Какие вопросы должен задать себе каждый, перед тем, как начать разработку новой игры? Задать вопросы и найти ответы. Эти ответы, будучи задокументированными, образуют фундамент для продуктивной работы над проектом, страхуют от переделок и срывов сроков.
В моем багаже опыта среди прочего, есть два противоположных кейса, по разработке приложения с нуля. Один провальный, второй — нет. В первом случае ни у меня, ни у моих коллег не было опыта подготовительной работы и мы пилили игру, используя эвристический подход, основанный на тематической литературе и здравом смысле. Во втором случае, наученный горьким опытом, я перенял опыт топовой американской компании, чье имя не могу озвучить в рамках договоренностей. Этот подход заключается в качественной подготовительной работе, которая даёт возможность на ранних этапах создать базу для дальнейшей разработки.
Целевая аудитория заметки: stakeholders, product owners, producers, game designers, indie, startups
0. Ожидаемые KPI
Вначале стоит изучить рынок, и понять, чем он дышит. Стоит посмотреть на показатели потенциальных конкурентов: игры топ гроссинга, вновь вышедшие игры — динамику их развития и модель выхода. Имеет смысл понять топовые и средние показатели рынка в разрезе:
Эти данные в открытом виде практически не возможно получить, если у вас нет инсайда. Я могу посоветовать обратится за помощью к знающим коллегам, например на сайте quora.com. На этом ресурсе собралась такая аудитория, которая готова делиться знаниями. Это происходит не быстро, и первый ответ на вопрос «Какой k-фактор у игр жанра HO?» вы получите в течении 2х — 3х недель.
Также такую информацию можно собирать по крупицам на тематических топовых сайтах, которые висят у меня на сайте в закладках слева.
1. GDD — ранняя версия
Документ, в котором уже на начальном этапе прописывается концепция игры:
- Сеттинг
- Основная игровая механика
- Саб-механики игры
- Обвесы для вовлечения, монетизации, ретеншена и виральности
- Игровая экономика и баланс
На этом этапе GDD не содержит полностью расписанных задач, по реализации механик, подготовки интерфейса или создании диалогов для персонажей — это требование к библии игры. Однако в нём чётко прописана модель дневного бонуса, например. Будет ли это накопительный бонус, будет ли он аннулироваться, и на сколько ценные подарки в нем будут. Ваш Продюсер или Геймдиз должен четко представлять каждый компонент игры, его механику и назначение.
2. User Experience Flow
Этот документ отображает все зависимости, связи, блоки, из которых состоит игра. UXF чаще всего состоит из диаграмм и блок схем. Для реализации требуется полностью представить себе игру в голове, затем перенести все её процессы в алгоритм в виде блок схемы.
В начале вы рисуете основной цикл, не углубляясь в детали: начало — прелоадер — логин — дейли бонус — лобби — игра / IAP / социалка и так далее. Затем каждый компонент вы декомпозируете и создаете для него отдельный алгоритм. Чем больше в вашей игре функционала, тем больше разделов будет в вашем UXF.
Для создания таких алгоритмов я использую cacoo.com и gliffy.com, однако вы можете пользоваться любым удобным сервисом, который позволит вам быстро и комфортно рисовать блок схемы. Если будет вдохновение, напишу отдельную статью о создании UXFlow.
3. UI Wireframes
Это документ который предопределяет работу дизайнера интерфейсов на начальном этапе. Начать стоит с карты экранов, а затем кратко описать каждый из них.. Также не стоит пренебрегать мокапами экранов, они точно лишними не будут и помогут понять как вам, так и дизайнеру общую картину игры.
Для составления документа я использую всё те же cacoo.com, gliffy.com и удобный moqups.com.
4. AERM worksheet
Acquisition, Engagement, Retention and Monetization — компоненты игры, которые должны быть продуманы и прописаны до начала работы над игрой. Каждый из этих компонентов следует расписать в разрезе 3х блоков
- Core Loop
- Metagame
- Social Features
В итоге у вас получится такая таблица:
Core Loop | Metagame | Social Features | |
---|---|---|---|
Acquisition | Как вы приобретаете пользователей при помощи ядра игры? | Как метагейм привлекает игроков? | Как социальные компоненты привлекают игроков? |
Engagement | Как вы вовлекаете пользователей при помощи игровых циклов? | Что будет мотивом для пользователей оставаться в игре? | Что социальные функции делают для вовлечения игрока в игровой процесс? |
Retention | Как игра возвращает игроков снова и снова? | Как метагейм возвращает игроков? | Какие социальные компоненты игры направлены на возвращение пользователя? |
Monetization | Как монетизируется игра? | Что стимулирует пользователя платить? | Как социальные обвесы способствуют монетизации? |
Если у вас нет ответа для какого либо блока из этой таблицы, не стоит начинать работу над проектом, и продолжить ресерч.
5. SDD
На сегодня социальные механики нужны во всех областях разработки: от игр до е-коммерс. Это продиктовано высокой стоимостью трафика, который окупается только при высоком k-факторе, хороших виральных механизмах.
В этом документе следует на базовом уровне расписать:
- сети для коннекта и способ коннекта
- способы приглашений
- способы публикаций
- open graph возможности и рейтинг в facebook
- возможности фан-страницы
- принципы создания ссылок для раздачи подарков
- пуши и уведомления
- e-mail рассылки
6. Prototype plan
План рабочих прототипов должен быть основан на экспертной оценке архитектора приложения. В основу плана закладываем «точки не-возврата» по архитектуре и функционалу. Этот план составляется без дат, так как сроки зависят от состава команды и её квалификации.
Формат плана такой:
- # Code Name
- functional list
- critical
- must have
- additionally
7. Art style guide
Краткий обзор художественного стиля игры в виде скетчей, мокапов и примеров колористики. В ASG следует включить:
- концепт-арт, сеттинг, макеты
- цветовая палитра
- шрифты
- примеры интерфейса и его отдельных элементов (кнопки, рамки…)
- эффекты (арт и программные анимации, тени, прочее)
- стилистика персонажей
- примеры фонов
- примеры игровых значков (иконок)
- mood-board
8. TDD
Техническая информация о приложении: архитектура, информация о используемых технологиях, особенностей платформ и прочая техническая информация изначально заносится в технический док.
- технологии клиент/сервер
- платформы и девайсы
- вес приложения
- использование памяти
- разрешения экранов
- скорость работы/загрузки
На составление такой документации достаточно 2х недель работы компетентного геймдиза, одной недели опытного иллюстратора, и нескольких дней планирования архитектора. Это время, затраченное до активной фазы продакшена поможет выбрать лучший формат команды, сэкономить время в процессе разработки, исключить переделки.
Стартапы и инди разработчики зачастую пренебрегают предварительной фазой разработки, что приводит к неудачам и тупиковым ситуациям. Настоятельно рекомендую адаптировать эти 10 пунктов для проекта, который уже находится в стадии продакшена, это сохранить вам деньги и нервы.
Ссылки из теме:
- cacoo.com — рисовать UXF
- gliffy.com — рисовать карту экранов и диаграммы
- moqups.com — рисовать мокапы
- quora.com — узнать инсайд
5 приемов, как адаптировать готовые worksheets
Рабочие листы других преподавателей английского могут облегчить подготовку к уроку и послужить источником вдохновения. Предлагаем 5 приемов, которые позволят вам быстро и легко адаптировать под свои задачи любой готовый материал в формате worksheets.
Приемы:
- Сокращение/увеличение объема
- Замена лексического материала
- Включение части материала в урок
- Изменение типа упражнения к тексту или аудио
- Превращение языкового упражнения в условно-речевое
Методический комментарий
Перед поиском материала необходимо грамотно поставить цель урока. Заранее продуманный результат занятия — залог эффективной адаптации. Вы точно будете знать, что необходимо оставить, заменить или расширить в чужом материале.
О том, как определить, правильно ли поставлена цель и что делать, если цель урока не достигнута, мы писали статье Вопрос методисту: Что делать, если цель урока не достигнута?
Адаптировать уже готовый worksheet можно по двум направлениям:
- По содержанию обучения. Если вам необходимо изменить лексический или грамматический материал, являющийся основой готовой разработки.
- По уровню в сторону облегчения или усложнения. Например, вы нашли материал по теме, но для уровня B2, а ваш ученик уровня B1.
Алгоритм адаптации выглядит так:
- Сформулировать четкую цель урока или этапа урока.
- Определить, какой вид адаптации необходимо применить к материалу.
- Выбрать необходимый прием.
Делимся приемами для адаптации материала по содержанию.
Прием 1. Сокращение/увеличение объема
Прием подходит для адаптации текстов и корпуса упражнений. Часто тексты в готовых рабочих листах слишком большие. Рекомендуем выбрать несколько абзацев, выражающих законченную мысль. Если к тексту уже составлено упражнение, то его также необходимо сократить.
Идеи дополнительных упражнений к тексту, которые позволят развивать у студентов критическое мышление, можно почерпнуть в наших статьях:
В грамматических и лексических упражнениях достаточно легко сократить количество предложений или пропусков. Такое сокращение будет необходимо, чтобы соблюсти тайминг урока, а также если вашему студенту не требуется предлагаемый объем.
Готовы преподавать английский в Skyeng? Всего 4 голосовых отделяют вас от нас! Объясняем, как легко и быстро попасть в команду, в нашей статье. Саму заявку можно подать на сайте.
А для преподавателей физики и математики с опытом подготовки к ЕГЭ у нас открыт набор в онлайн-школу Skysmart от Skyeng. Переходите по ссылкам, чтобы оставить заявку.
Прием 2. Замена лексического материала
Уже готовый материал, особенно игры и грамматические упражнения, может содержать лексические единицы, которые ваши студенты не изучали. Возможны варианты изменений:
- замена иллюстраций, например, в игре Bingo, крестики-нолики, в играх с кубиком;
- замена иллюстраций в готовой детской книге;
- замена отдельных слов в предложениях, например: Mum _______ a game console yesterday (TO BUY)
В последнем примере в грамматическом упражнении встретилось слово, которое ваши ученики могут не знать. Рекомендуем в таких ситуациях заменять подчеркнутую единицу на ту, которую вы изучали на прошлом уроке.
Если готовый worksheet сохранен в формате PDF и не допускает копирование и изменение текста, рекомендуем:
- установить программу для редактирования PDF-документов;
- с помощью инструмента ножницы вырезать необходимое упражнение, вставить в редактор презентаций и замерить слово с помощью инструмента Текст/Надпись;
- переформатировать PDF в текстовый документ, например, на сайте.
Прием 3. Включение части материала в урок
Если вы сформулировали цель урока и понимаете, к какому результату придет ваш студент, то вам будет легко определить, какое именно упражнение из готовой разработки лучше всего впишется в ваш план.
Топ-3 видов заданий, которые можно органично включить в урок:
- задания на говорение: ответить на предложенные вопросы, дополнить предложения своими идеями, описание картинки;
- игры, кроссворды, поиск слов;
- цитаты и темы дискуссий.
В нашем блоге по тегу #worksheet вы найдете много готовых рабочих листов для всех уровней и возрастов. Например:
Приемы, которые позволят адаптировать материал по уровню.
Прием 4. Изменение типа упражнения к тексту или аудио
Чаще всего в готовых планах уроков предложены упражнения следующих типов:
- на альтернативный выбор;
- множественный выбор;
- трансформация (заполнение пропуска нужной формой);
- соотнесение;
- восстановление.
Предлагаем вам удобную таблицу, которая поможет легко сочетать и выбирать типы упражнений:
Покажем, как действует прием, на примере разработки о Международном дне счастья, опубликованной в нашем блоге. Автор рабочего листа предлагает упражнение к видео на альтернативный выбор (Правда/Ложь):
Вариант упрощения, согласно таблице:
- Уменьшить количество высказываний до трех.
- Указать, что всего 3 неправильных и 2 правильных утверждения.
- Увеличить количество высказываний.
- Добавить вариант Not stated.
- Расположить высказывания в произвольном порядке и попросить студентов выстроить их по логике видео.