Треугольник огня
Что такое треугольник огня и чуть более сложное понятие, – что является пожарным тетраэдром, необходимо для визуального объяснения механизма горения. Следует подробно рассмотреть и понять, как даже незначительные вначале очаги возгорания, при наличии минимально необходимых для этого условий, возникают и развиваются в крупные пожары, а также какие способы и средства тушения пожаров следует применять для их ликвидации.
Из чего состоит классический треугольник пожара (горения) – это три составляющие, обязательные условия, необходимые как для проведения управляемого, регулируемого сжигания веществ для нужд человека, так и возникновения неконтролируемого природного или техногенного явления, называемого пожаром.
Стороны и элементы
- Горючее вещество (топливо) в лабораторных условиях, а на практике – это различные как легковоспламеняющиеся, сгораемые, так и трудногорючие материалы, входящие в состав пожарной нагрузки помещений различных объектов, складированные на площадках открытых складов, территориях предприятий (организаций); а также деревья, кустарники, сухая трава, листва, хвоя, торф в природных условиях. Основные свойства таких веществ – это способность к выделению горючих газов (паров), к окислению – пиролизу, то есть химическому распаду при нагревании, что являются факторами их пожарной опасности. Горючими являются большинство органических веществ, природных материалов, а также некоторые неорганические химические соединения. Следует помнить, что при сильном нагреве, разложении материалов на составляющие элементы начинают гореть и те из них, что при нормальных условиях являются негорючими, например, некоторые металлы, которые даже используют в качестве компонентов твердого ракетного топлива.
- Окислитель . Практически всегда в его качестве выступает кислород, содержащийся в воздухе, но при возникновении пожаров на технологических площадках, в установках (аппаратах) химических производств окислителями могут быть и окислы азота – NO, NO2, а также хлор, бром или озон. В нормальных условиях процесс горения, являющийся начальной или основной стадией большинства пожаров, протекает при процентном содержании О2 в воздухе, примерно равном 21%, а критически низким его показателем для поддержания механизма горения принято считать около 16%. Однако некоторые вещества, а также товароматериальные ценности, в силу своих физико-химических свойств, способны воспламеняться, гореть даже в закрытых помещениях при объемном присутствии кислорода не больше 12%, и даже при более низкой его концентрации, что следует учитывать при проектировании стационарных систем пожаротушения, ликвидирующих очаги возгораний способом разбавления воздушной среды инертными газами.
- Источник зажигания (тепла) , приводящий к сильному нагреву сгораемых веществ и их воспламенению с последующим устойчивым горением, в результате пиролиза, выделения горючих паров (газов) и их смесей. Источниками воспламенения могут служить как сильные источники в виде открытого огня – вспышка газов, испарений горючих жидкостей, нагретых твердых органических материалов; пламя газовой горелки, так и низкокалорийные тепловые явления, но с высокой температурой, такие как электрические искры, вполне достаточные для воспламенения паров легкогорючих жидкостей или газов. В реальных условиях часто достаточен не общий нагрев, прогрев массы горючих веществ, складированных в помещении или на территории защищаемого объекта, а только поднесение к ним локального внешнего источника пламени с высокой температурой – спички, огня зажигалки, даже тлеющего окурка сигареты; искр, капель раскаленного метала в ходе проведения газоэлектросварочных работ, чтобы это привело к тлению, возгоранию, последующему горению и распространению пожара.
Именно поэтому так важны противопожарные мероприятия по категорическому исключению использования любых источников открытого пламени в зданиях, вспомогательных строениях (сооружениях), на территории предприятий; запрет курения вне отведенных, специально оборудованных для этого мест.
А те виды работ, которые неизбежно сопровождаются использованием открытых источников пламени, высокотемпературного тепла – паяльные, газоэлектросварочные работы, резка металлических конструкций; отогрев оборудования, мерзлого грунта, должны проводиться под строгим контролем представителей администрации предприятий, ответственного за пожарную безопасность после оформления, выдачи нарядов-допусков на выполнение огневых работ; оборудования мест их проведения противопожарным полотном (кошмой), водными, воздушно-пенными или порошковыми, углекислотными огнетушителями в зависимости от вида пожарной нагрузки.
Важно, что условие возникновения или причину пожара нельзя объяснить лишь наличием в том или ином месте, в помещении, пожарном отсеке строительного объекта, на территории предприятия или в лесу классического треугольника огня – массы горючих веществ, кислорода и избыточного тепла от его источника. Более полно природу процесса горения в целом и пожара в частности наглядно объясняет следующее научно-популярное понятие.
Этот четырехгранник в трехмерной проекции состоит из классического треугольника огня, образующие три его грани, опирающиеся на основание, представляющее четвертый элемент – цепную реакцию горения, что возникает между горючими веществами, источником зажигания, О2 в составе воздуха, без которой невозможно возникновение пожара.
Условия горения, ограниченные пожарным тетраэдром, довольно уязвимы, на чем основаны принципы и способы тушения огня. Ведь для ликвидации пожара необходимо исключить хотя бы один компонент:
- Резко снизить температуру горящих материалов, что достигается подачей воды или хладонов.
- Разбавить концентрацию кислорода в зоне горения путем подачи инертных газов, прекращением подачи свежего воздуха вентиляционными системами.
- Удалить горючие материалы или прекратить их подачу в очаг пожара, что осуществляется различными способами, в том числе остановкой трактов топливоподачи, перекрытием запорной арматуры на трубопроводах транспортировки горючих газовых смесей или жидкостей.
- Остановить, прервать цепную физико-химическую реакцию горения между топливом, избыточным теплом и кислородом, для чего использует весь арсенал средств борьбы с огнем – от огнетушителей до установок тушения пожаров.
Как треугольник возникновения огня, так пожарный тетраэдр – это лишь упрощенные, схематичные представления о базовых факторах, принципах возникновения пламени, развития процесса горения.
Кроме них на возникновение, распространение пожара как в природных условиях, так и в зданиях, на территориях защищаемых объектов сильно влияют и другие факторы, в том числе атмосферные явления:
- Летняя жара, приводящая сильному нагреву и сушке горючих веществ, что способствует легкости их возгорания.
- Низкая температура в зимний период, напротив, крайне затрудняет процесс воспламенения паров горючих жидкостей.
- Сильный ветер (приток воздуха) способен превратить горение травы или кустарников в верховой пожар, развивающийся с огромной скоростью, и даже дуновение воздуха на тлеющую растопку значительно упрощает процесс розжига костра (печки). То же самое можно отнести и к системам вентиляции, способным значительно ускорить процесс развития горения и далее пожара в целом. Поэтому автоматическая противопожарная защита зданий после поступления на пожарные приборы управления, централизованные приемно-контрольные приборы автоматической сигнализации сообщения от дымовых, тепловых или комбинированных пожарных извещателей отправляет командный импульс для включения огнезадерживающих клапанов на воздуховодах общеобменных систем подачи, удаления воздуха, обслуживающих защищаемые помещения.
Легкогорючие вещества – от сухой травы, хвои, листвы до сгораемого мусора, древесных отходов, пыли в цехах, складах или на территориях объектов, а также наличие емкостей, розливов горюче-смазочных материалов могут служить инициаторами и катализаторами процесса горения. Чтобы зажечь их, требования к треугольнику огня достаточны – минимум топлива/горючего вещества, наличие кислорода в достаточном количестве для поддержания огня, плюс любой низкокалорийный источник пламени – от горящей спички или тлеющего окурка до искры, отскочившей от раскаленной окалины металла.
Пожарная безопасность объектов во многом зависит от мероприятий, направленных на снижение всех факторов, входящих в треугольник огня:
- Уменьшение пожарной нагрузки, особенно в отсеках зданий, имеющих высокую категорию по взрывопожарной опасности.
- Исключения возможности появления несанкционированных источников зажигания – это запрет на курение, строгий контроль за проведением огневых работ.
- Оборудование помещений с особо важным оборудованием газовыми установками пожаротушения, способными быстро снизить содержание кислорода в воздухе, необходимое для продолжения горения.
Реальный механизм горения что треугольник огня. Треугольник огня и пожарный тетраэдр
Для любого горения необходимы и достаточны три обязательных условия — наличие горючего вещества, кислорода и источника воспламенения. Эти три условия образуют треугольник горения.
Горючее вещество — основа горения. Оно может быть твердым (дерево, ткани, резина, уголь), жидким (нефтепродукты, спирты) и газообразным (метан, ацетилен, водород, аммиак). При концентрациях ниже нижнего концентрационного предела взрываемости горение паро/газо-воздушной смеси не происходит из-за недостаточности горючего вещества.
Эта зона считается безопасной. В пределах между нижним и верхним концентрационными пределами зона является взрывоопасной. Концентрации выше верхнего предела считаются пожароопасными. Взрывы здесь не происходят из-за недостаточности окислителя. На границе объема с открытой средой возможно пламенное горение.
Окислитель — вторая сторона треугольника горения. Обычно в качестве окислителя при горении выступает кислород воздуха, однако могут быть и другие окислители — окислы азота.
Критическим показателем для кислорода воздуха, как окислителя, является его концентрация в воздушной среде закрытого судового помещения в объемных пределах выше 12. 14%. Ниже этой концентрации горение абсолютного большинства горючего вещества не происходит (нефть и нефтепродукты, дерево и изделия из него, бумага, ткани и другие). Однако некоторые горючие вещества способны гореть и при более низких концентрациях кислорода в окружающей газовоздушной среде.
Источник воспламенения — является третьей составляющей треугольника горения. Он также имеет свои критические показатели. Например, пары нефтепродуктов не способны поджечь так называемые фрикционные искры (искра, возникающая при соударении металла о металл), хотя эфиры она может легко поджечь. Аммиак загорается при горении головки спички (600-700), но, как правило, температуры горения спичечной соломки недостаточно для этого.
Твердые, жидкие и газообразные горючие вещества, наряду с другими, свойственными каждому из них физико-химическими свойствами, обладают способностью загораться без прямого воздействия источника воспламенения — самовоспламеняются.
Самовоспламенение — это быстрое самоускорение экзотермической химической реакции, приводящее к появлению яркого свечения — пламени.
Самовоспламенение происходит в результате того, что при окислении водиться за пределы реагирующей системы. Для жидких и газообразных горючих веществ это возникает при критических параметрах температуры и давления.
Организация и проведение пожарно-профилактической работы, направленной на недопущение возникновения пожара, основывается на том, чтобы показатель хотя бы одной из сторон треугольника горения был ниже минимально необходимой величины.
Если горение возникло (треугольник замкнулся), действия участников тушения пожара должны быть направлены на то, чтобы вывести эти показатели (хотя бы один) за пределы критических величин (разорвать треугольник) — это и есть теоретическая основа горения и его тушения.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ОДЕССКАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра «БЕЗОПАСНОСТь ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 2
по дисциплине «БЕЗОПАСНОСТь ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
на тему « Противопожарная безопасность судна »
Работу выполнил:
курсант __ курса ____группы
специальность «____________»
_________________________
___________________________
Тема: Противопожарная безопасность судна.
Цель работы: Изучить основы противопожарной безопасности на судне и приобрести практические навыки по тушению пожаров в условиях судна.
Задание: Изучить изложенный в методическом пособии материал и подготовить, используя так же рекомендованную литературу и лекционный материал письменный отчет по выполнению лабораторной работы.
1. Теория горения.Виды горения.
2. Условия возникновения пожара. Треугольник горения («пожарный треугольник»).
3. Горючие вещества и их свойства.
4. Конструктивная противопожарная защита судна.
5. Особенности и причины пожаров на судах, меры предупреждения.
6. Классы пожаров.
7. Огнетушащие средства.
8. Способы тушения пожаров.
9. Пожарное оборудование и системы.
10. Снаряжение пожарного.
Ответить письменно на вопросы:
Теория горения.
Горение – это __
Горение сопровождается тепловым и световым излучением и образованием окиси углерода СО, углекислого газа СО 2 , паров воды Н 2 О, сажи и пепла.
Рис. 1. Элементы реакции горения :
Взрыв — ____________
Условия возникновения пожара.
Горение является началом пожара. При этом происходит окисление миллионов молекул паров, которые _______
Происходит своеобразная цепная реакция, приводящая к разрастанию пламени и развитию очага пожара (рис.2.).
Рис.2. Цепная реакция горения:
4, 5 — ___________________
Треугольник горения («пожарный треугольник»). Для процесса горения необходимы соответствующие условия: ______________________________________________________
Рис. 3. Пожарный треугольник
Если одно из этих условий отсутствует, то ___________________________________________
_________ _________
3. Горючие вещества, их свойства. Все горючие вещества можно разделить на несколько основных групп по характерным для них свойствам.
Древесина и древесные материалы ______________________________________________
Текстильные и волокнистые материалы имеют температуру воспламенения _____________ °С. ____________________________________________________________
Шерсть тлеет, обугливается и __________________________________________________
Шелк — наиболее опасное в пожарном отношении волокно, _________________________________
Пластмассы и резина ________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Воспламеняющиеся жидкости испаряются, скорость испарения____________________________
Краски и лаки состоят из компонентов, обладающих хорошей горючестью. Особенно активен растворитель, имеющий температуру вспышки _______ °С.
Конструктивная противопожарная зашита судна
Требования к конструктивной пожарной защите судна регламентирует Конвенция _________________ и правила ________________________________ ;
Весь комплекс средств, противопожарной защиты сводится к следующему:
В целях защиты помещений судна от проникновения огня SOLAS-74 устанавливает следующие классы перекрытий:
класс «А» , образованные стальными переборками и палубами, предотвращающими прохождение дыма и пламени по окончании ________________________испытания на огнестойкость. Они изолируются негорючими материалами, чтобы средняя температура на противоположной стороне не повышалась более чем на _________°С по сравнению с первоначальной и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на ___________ 0 С по сравнению с первоначальной температурой по истечении указанного времени:
Класс «А -60» __________мин;
Класс «А-30» __________мин;
Класс «А-15» __________мин.
Класс «А-0» __________0 мин.
класс «В», образованные переборками, палубами, подволоками или зашивкой такой конструкции, которая предотвращает прохождение пламени до конца _________________________испытания на огнестойкость. Средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не должна повышаться более чем на ____________°С по сравнению с первоначальной температурой и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на _______ 0 С по сравнению с первоначальной температурой поистечении указанного ниже времени:
Клас «В-30» ________мин.
Клас «В-15» ________ мин.
Класс «В-0» ________ мин.
класс «С» – перекрытия,_______________________________________________________________
Двери в противопожарных переборках должны быть _____________________________типа, с автоматическим закрытием при повышении температуры до _____________ 0 С, с демпфирующим устройством, предотвращающим ушибы и травмы людей. Класс двери должен соответствовать классу ___________________.
Понятие «пожарный треугольник» было введено в обиход специалистами пожарной охраны при чтении лекций слушателям , а также в ходе инструктажей по пожарной безопасности и обучения пожарно-техническому минимуму (ПТМ) работников предприятий (организаций), чтобы наглядно показать процесс горения твердых веществ, горючих жидкостей и газов.
Что такое треугольник огня и чуть более сложное понятие, – что является пожарным тетраэдром , необходимо для визуального объяснения механизма горения. Следует подробно рассмотреть и понять, как даже незначительные вначале очаги возгорания, при наличии минимально необходимых для этого условий, возникают и развиваются в крупные пожары, а также какие способы и средства тушения пожаров следует применять для их ликвидации.
Из чего состоит классический треугольник пожара (горения) – это три составляющие, обязательные условия, необходимые как для проведения управляемого, регулируемого сжигания веществ для нужд человека, так и возникновения неконтролируемого природного или техногенного явления, называемого .
Стороны и элементы
- Горючее вещество (топливо) в лабораторных условиях, а на практике – это различные как легковоспламеняющиеся, сгораемые, так и трудногорючие материалы, входящие в состав помещений различных объектов, складированные на площадках открытых складов, территориях предприятий (организаций); а также деревья, кустарники, сухая трава, листва, хвоя, торф в природных условиях. Основные свойства таких веществ – это способность к выделению горючих газов (паров), к окислению – пиролизу, то есть химическому распаду при нагревании, что являются факторами их . Горючими являются большинство органических веществ, природных материалов, а также некоторые неорганические химические соединения. Следует помнить, что при сильном нагреве, разложении материалов на составляющие элементы начинают гореть и те из них, что при нормальных условиях являются негорючими, например, некоторые металлы, которые даже используют в качестве компонентов твердого ракетного топлива.
- Окислитель. Практически всегда в его качестве выступает кислород, содержащийся в воздухе, но при возникновении пожаров на технологических площадках, в установках (аппаратах) химических производств окислителями могут быть и окислы азота – NO, NO 2 , а также хлор, бром или озон. В нормальных условиях процесс горения, являющийся начальной или основной стадией большинства пожаров, протекает при процентном содержании О 2 в воздухе, примерно равном 21%, а критически низким его показателем для поддержания механизма горения принято считать около 16%. Однако некоторые вещества, а также товароматериальные ценности, в силу своих физико-химических свойств, способны воспламеняться, гореть даже в закрытых помещениях при объемном присутствии кислорода не больше 12%, и даже при более низкой его концентрации, что следует учитывать при проектировании стационарных систем пожаротушения, ликвидирующих очаги возгораний способом разбавления воздушной среды инертными газами.
- Источник зажигания (тепла) , приводящий к сильному нагреву сгораемых веществ и их воспламенению с последующим устойчивым горением, в результате пиролиза, выделения горючих паров (газов) и их смесей. Источниками воспламенения могут служить как сильные источники в виде открытого огня – вспышка газов, испарений горючих жидкостей, нагретых твердых органических материалов; пламя газовой горелки, так и низкокалорийные тепловые явления, но с высокой температурой, такие как электрические искры, вполне достаточные для воспламенения паров легкогорючих жидкостей или газов. В реальных условиях часто достаточен не общий нагрев, прогрев массы горючих веществ, складированных в помещении или на территории защищаемого объекта, а только поднесение к ним локального внешнего источника пламени с высокой температурой – спички, огня зажигалки, даже тлеющего окурка сигареты; искр, капель раскаленного метала в ходе проведения газоэлектросварочных работ, чтобы это привело к тлению, возгоранию, последующему горению и распространению пожара.
Именно поэтому так важны противопожарные мероприятия по категорическому исключению использования любых источников открытого пламени в зданиях, вспомогательных строениях (сооружениях), на территории предприятий; запрет курения вне отведенных, специально оборудованных для этого мест.
А те виды работ, которые неизбежно сопровождаются использованием открытых источников пламени, высокотемпературного тепла – паяльные, газоэлектросварочные работы, резка металлических конструкций; отогрев оборудования, мерзлого грунта, должны проводиться под строгим контролем представителей администрации предприятий, ответственного за пожарную безопасность после оформления, выдачи нарядов-допусков на выполнение огневых работ; оборудования мест их проведения противопожарным полотном (кошмой), водными, воздушно-пенными или порошковыми, углекислотными огнетушителями в зависимости от вида пожарной нагрузки.
Важно, что условие возникновения или причину пожара нельзя объяснить лишь наличием в том или ином месте, в помещении, пожарном отсеке строительного объекта, на территории предприятия или в лесу классического треугольника огня – массы горючих веществ, кислорода и избыточного тепла от его источника. Более полно природу процесса горения в целом и пожара в частности наглядно объясняет следующее научно-популярное понятие.
Этот четырехгранник в трехмерной проекции состоит из классического треугольника огня, образующие три его грани, опирающиеся на основание, представляющее четвертый элемент – цепную реакцию горения, что возникает между горючими веществами, источником зажигания, О 2 в составе воздуха, без которой невозможно возникновение пожара.
Условия горения, ограниченные пожарным тетраэдром, довольно уязвимы, на чем основаны принципы и способы тушения огня. Ведь для ликвидации пожара необходимо исключить хотя бы один компонент:
- Резко снизить температуру горящих материалов, что достигается подачей воды или хладонов.
- Разбавить концентрацию кислорода в зоне горения путем подачи инертных газов, прекращением подачи свежего воздуха вентиляционными системами.
- Удалить горючие материалы или прекратить их подачу в очаг пожара, что осуществляется различными способами, в том числе остановкой трактов топливоподачи, перекрытием запорной арматуры на трубопроводах транспортировки горючих газовых смесей или жидкостей.
- Остановить, прервать цепную физико-химическую реакцию горения между топливом, избыточным теплом и кислородом, для чего использует весь арсенал средств борьбы с огнем – от огнетушителей до установок тушения пожаров.
Надо сказать, что как треугольник возникновения огня, так пожарный тетраэдр – это лишь упрощенные, схематичные представления о базовых факторах, принципах возникновения пламени, развития процесса горения.
Кроме них на возникновение, распространение пожара как в природных условиях, так и в зданиях, на территориях защищаемых объектов сильно влияют и другие факторы, в том числе атмосферные явления:
- Летняя жара , приводящая сильному нагреву и сушке горючих веществ, что способствует легкости их возгорания.
- Низкая температура в зимний период , напротив, крайне затрудняет процесс воспламенения паров горючих жидкостей.
- Сильный ветер (приток воздуха) способен превратить горение травы или кустарников в верховой пожар, развивающийся с огромной скоростью, и даже дуновение воздуха на тлеющую растопку значительно упрощает процесс розжига костра (печки). То же самое можно отнести и к системам вентиляции, способным значительно ускорить процесс развития горения и далее пожара в целом. Поэтому автоматическая противопожарная защита зданий после поступления на пожарные приборы управления, централизованные приемно-контрольные приборы автоматической сигнализации сообщения от дымовых, тепловых или комбинированных пожарных извещателей отправляет командный импульс для включения огнезадерживающих клапанов на воздуховодах общеобменных систем подачи, удаления воздуха, обслуживающих защищаемые помещения.
- Легкогорючие вещества – от сухой травы, хвои, листвы до сгораемого мусора, древесных отходов, пыли в цехах, складах или на территориях объектов, а также наличие емкостей, розливов горюче-смазочных материалов могут служить инициаторами и катализаторами процесса горения. Чтобы зажечь их, требования к треугольнику огня достаточны – минимум топлива/горючего вещества, наличие кислорода в достаточном количестве для поддержания огня, плюс любой низкокалорийный источник пламени – от горящей спички или тлеющего окурка до искры, отскочившей от раскаленной окалины металла.
Пожарная безопасность объектов во многом зависит от мероприятий, направленных на снижение всех факторов, входящих в треугольник огня:
- Уменьшение пожарной нагрузки, особенно в отсеках зданий, имеющих высокую категорию по взрывопожарной опасности.
- Исключения возможности появления несанкционированных источников зажигания – это запрет на курение, строгий контроль за проведением огневых работ.
- Оборудование помещений с особо важным оборудованием газовыми установками пожаротушения, способными быстро снизить содержание кислорода в воздухе, необходимое для продолжения горения.
Воробьева Анастасия, Павлюк Любовь
Анализ количества пожаров, возникающих в Банском районе за последние 5 лет, говорит о том, что с каждым годом количество пожаров резко возросло.
Пожары наносят огромный материальный ущерб. Только в 2012 году материальный ущерб от пожаров в Баганском районе составил более 8 миллионов рублей.
Создавая проект мы решили рассмотреть вопросы при каких условиях возникает процесс горения.
1.2.Цель: выяснить условия, необходимые для протекания процесса горении.
- Определить, что такое горение;
- Выяснить условия, которые необходимы для процесса горения;
- Провести опыты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Владимировская основная общеобразовательная школа
Тема: «Треугольник огня»
Руководитель: Панина Татьяна Ивановна
2.Что такое огонь. 4
2.1. Горючее вещество (топливо)…………………………………………4
2.3. Температура возгорания (тепло)…………………………….……….5
Анализ количества пожаров, возникающих в Банском районе за последние 5 лет, говорит о том, что с каждым годом количество пожаров резко возросло.
Пожары наносят огромный материальный ущерб. Только в 2012 году материальный ущерб от пожаров в Баганском районе составил более 8 миллионов рублей.
Создавая проект мы решили рассмотреть вопросы при каких условиях возникает процесс горения.
1.2.Цель: выяснить условия, необходимые для протекания процесса горении.
- Определить, что такое горение;
- Выяснить условия, которые необходимы для процесса горения;
- Провести опыты.
2.Что такое огонь?
Огонь — явление горенья; высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом; соединенье тепла и света, при сгорании тела… Неправда ли красивое определение дает толковый словарь Даля?
Сущность горения была открыта в 1756 году великим русским ученым М.В. Ломоносовым.. своими опытами он доказал, что горение – это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха. Поэтому, для того чтобы огонь возник необходимо три составляющие: источник тепла, горючие вещества и окислитель (кислород воздуха). Источник тепла – это все что можно зажечь, это бытовые электрические приборы или открытое пламя, горючие вещества все, что может гореть:
2.1. Горючее вещество (топливо)
Горючие вещества (материалы) – вещества (материалы), способные к взаимодействию с окислителем (кислородом воздуха) в режиме горения. По горючести вещества (материалы) подразделяют на три группы:
- негорючие вещества и материалы не способные к самостоятельному горению на воздухе;
- трудногорючие вещества и материалы – способные гореть на воздухе при воздействии дополнительной энергии источника зажигания, но не способные самостоятельно гореть после его удаления;
- горючие вещества и материалы – способные самостоятельно гореть после воспламенения или самовоспламенения самовозгорания.
Горючие вещества (материалы) – понятие условное, так как в режимах, отличных от стандартной методики, негорючие и трудногорючие вещества и материалы нередко становятся горючими.
Среди горючих веществ имеются вещества (материалы) в различных агрегатном состоянии: газы, пары, жидкости, твёрдые вещества (материалы), аэрозоли. Практически все органические химические вещества относятся к горючим веществам. Среди неорганических химических веществ также имеются горючие вещества (водород, аммиак, гидриды, сульфиды, азиды, фосфиды, аммиакаты различных элементов).
Горючие вещества (материалы) характеризуются показателями пожарной опасности. Введением в состав этих веществ (материалов) различных добавок (промоторов, антипиренов, ингибиторов) можно изменять в ту или иную сторону показатели их пожарной опасности.
2.2. Окислитель
Окислитель является второй стороной треугольника горения. Обычно в качестве окислителя при горении выступает кислород воздуха, однако могут быть и другие окислители — окислы азота и т.п.
Критическим показателем для кислорода воздуха как окислителя, является его концентрация в воздушной среде закрытого судового помещения в объемных пределах выше 12-14%. Ниже этой концентрации горение абсолютного большинства горючих веществ не происходит. Однако некоторые горючие вещества способны гореть и при более низких концентрациях кислорода в окружающей газовоздушной среде.
2.3. Температура возгорания (тепло)
Есть много понятий, применяемых к температурам, при которых возможно возгорание. Главнейшие из них:
Температура вспышки — наименьшая температура, при которой вещество выделяет достаточно горючих для воспламенения паров, при воздействии открытым пламенем, но горение не продолжается.
Температура воспламенения — наименьшая температура, при которой вещество дает достаточно горючих испарений для возгорания и продолжения горения при приложении открытого пламени.
Примечание. Можно заметить, что разница между температурой вспышки и температурой горения в том, что в первом случае происходит мгновенная вспышка, а во втором температура должна быть достаточно высока, чтобы производить достаточно горючих паров для горения, независимо от источника возгорания.
Сегодня общепринятым считается следующее определение – огонь – это совокупность раскаленных газов или плазмы, выделяющихся в результате различных обстоятельств. К этим обстоятельствам может относиться: различные химические реакции, нагревание горючего материала до определенной точки, контакт тока высокого напряжения с горючими материалами и т.д. Объяснение огня с химической точки зрения выглядит следующим образом – огонь – это область пространства, в которой реагирующие между собой вещества и продукты их взаимодействия находятся в газообразном состоянии.
С физической точки зрения огонь объясняют так – это светящаяся горячая зона взаимодействия паров, газов или продуктов термического разложения горючего вещества с кислородом. Горючее вещество может быть твердым, жидким и газообразным. А тот самый цвет, благодаря которому родилась поговорка «на огонь человек может смотреть вечно», появляется из-за наличия различных примесей. Добиться бесцветного пламени, которое можно будет вычислить визуально только по колебаниям воздуха, можно только в специальных условиях, поэтому бытовой огонь всегда «цветной». Температура огня может быть различна. Она зависит от источника горения и от продуктов, участвующих в реакции горения.
3. Треугольник огня
Оборудование: восковые свечи, банки разного объема.
- Зажигаем свечи.
- Накрываем свечи банками.
- Через некоторое время свеча, накрытая литровой банкой огонь слабеет и она затухает; затем проходит еще время и свеча затухает, накрытая трехлитровой банкой.
Вывод: да действительно процесс горения не возможен без окислителя, которым в данном случае является кислород.
Оборудование: коробок со спичками
- Зажигаем спичку.
- Спичка сгорает и потухает
- У нас имеется окислитель и источник воспламенения, но нет горючего вещества.
Вывод : процесс горения невозможен без горючего вещества.
Оборудование: костер; камень, железо, ткань, книга, часть плитки потолочной.
- Поочередно ложем в костер различные предметы и наблюдаем.
- Плитка потолочная быстро плавится и сгорает.
- Ткань плавится и сгорает.
- Книга загорается и горит.
- Камень не горит, а только нагревается.
- Железо не горит, а только нагревается.
Вывод: Есть камень и железо не горит, а ткань, плитка потолочная, книга горят. Камень и железо – негорючие вещества, а значит процесс горения невозможен.
Для того чтоб протекал процесс горения необходимы три условия: наличие горючего вещества, наличие окислителя, наличия источника воспламенения. Исключив хотя – бы одно из условий процесс горения невозможен. На основе этих особенностей и строится процесс тушения пожаров. Чаще всего исключается окислитель:
- Если на сковороде загорелся жир, достаточно закрыть сковороду крышкой.
- Загорелся телевизор, накрыть плотной тканью.
«Пожарная безопасность» — Жевать — не жую, А всё поедаю. Огонь – враг. Малая искра города прожигает, а сама прежде всех погибает. Красненький петушок по улице бежит. Обрушение конструкций. В маленьком амбаре лежит сто пожаров. Тысячи сел и городов исчезли в гигантских языках пламени. Опасные спутники огня. Причины пожара. Немного истории.
«Правила при пожаре» — Правила безопасности и поведения при пожаре. Ни в коем случае не пользоваться лифтом. Средства пожаротушения — приспособления для тушения пожара различными способами. Но если дать огню волю, не соблюдать правила пожарной безопасности, то добро превращается в зло. Огонь — друг и враг человека. В ряде случаев возникает паника.
«Пожар в квартире» — Пожарный кран с пожарным рукавом. Ящик с песком и ведро для воды. Почему во время пожара нельзя открывать окна? Перчатки. Не оставляй без присмотра включенный утюг или чайник. Что делать если загорелась ваша квартира? В помещении, где взорвался кинескоп, находиться нельзя. Как нужно передвигаться по задымленным коридорам?
«Ожог на коже» — Наиболее частая причина солнечных ожогов — ажиотаж первого дня. В месте удара может быть покраснение и потеря чувствительности. Симптомы и течение. Пламя. Ожоги прикрывают повязкой. Химические ожоги бывают кислотными и щелочными. Инфекция. Радиационные ожоги. Ожоги III степени — страдают все слои кожи.
«Шаровая молния» — Молнии были зафиксированы на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране. Линейные молнии. Диаметр канала линейной молнии составляет от 10 до 45 см. Шаровые молнии. Гром и молния. Загадки природы. Жемчужные молнии. Имеется множество свидетельств наблюдения шаровой молнии в солнечную погоду. Преимущественно разряд жемчужной молнии следует по пути линейной.
«Удар молнии» — Может ли молния сбить нас с пути? Сухие деревья от удара молнии загораются. Считается, что говорить по радиотелефону или по мобильному безопасней. Молния всегда будила фантазию человека и стремление познавать мир. На реликтовых деревьях-долгожителях много шрамов от молний. Поражение молнией возможно как на улице, так и дома.
Всего в теме 11 презентаций
Треугольник огня | Термины пожарной охраны
А знаете ли Вы расшифровку терминов «Пожарный треугольник» и «Пожарный тетраэдр»? Они используются сотрудниками пожарной охраны при обучении и проведении инструктажа, с целью объяснить и наглядно показать процесс горения.
Треугольник огня — простая схема, включающая в себя три главных условия для возникновения и сохранения пламени: топливо, кислород и тепло. Они представляют стороны фигуры, которые демонстрируют, как мало необходимо для пожара и как важно соблюдать меры пожарной безопасности.
Тетраэдр представлен в виде четырех классических треугольников огня. Опорой служит четвертая сторона — цепная реакция горения. Данная схема показывает неконтролируемое возгорание, которое возможно потушить лишь при исключении хотя бы одного из звеньев.
Более подробную информацию об этих терминах и их характеристиках Вы найдете в нашей статье «Пожарный треугольник». Популярные инфоматериалы собраны в нашем специальном разделе «Статьи».
Что подразумевают под классическим треугольником горения
Комплект нормативных документов по пожарной безопасности В комплект нормативных документов по пожарной безопасности для образовательных учреждений входят следующие документы: • Приказ «Об установлении противопожарного режима в образовательном учреждении». Показать больше
Комплект нормативных документов по пожарной безопасности В комплект нормативных документов по пожарной безопасности для образовательных учреждений входят следующие документы: • Приказ «Об установлении противопожарного режима в образовательном учреждении» (см. приложение 1). • Приказ «О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность» (см. приложение 2). • План противопожарных мероприятий на год (см. приложение 3). • «Инструкция о мерах пожарной безопасности в образовательных учреждениях (см. приложение 4). • Обязательное требование к инструкции о мерах пожарной безопасности (см. приложение 5). • Содержание текстовой части плана эвакуации на случай возникновения пожара (см. приложение 6). • Инструкция к плану эвакуации людей при возникновении пожара (см. приложение 7). • Инструкция о порядке действия администрации на случай возникновения пожара (см. приложение 8). • Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре (см. приложен Спрятать
- Похожие публикации
- Поделиться
- Код вставки
- Добавить в избранное
- Комментарии