Ванильный JavaScript и HTML. Никаких фреймворков. Никаких библиотек. Никаких проблем
Используете для создания приложений Vue, React, Angular или Svelte? Я использую, и если вы тоже, и уверен, что вам уже давно не приходилось писать приложение, которое выводит информацию без этих прекрасных инструментов.
Когда-то многие из нас писали веб-приложения только с помощью тех средств, что были встроены в браузер. И хотя современные инструменты помогают нам абстрагироваться от этого (и имеют много других преимуществ), всё ещё полезно знать, что происходит у них под капотом.
При выводе небольшого количества информации вам может потребоваться использовать HTML, JavaScript и DOM без каких-либо инструментов. Недавно я написал несколько базовых примеров, которые иллюстрируют основы веб-разработки и помогают в изучении DOM, HTML, JavaScript и принципов работы браузера. Этот опыт позволил мне понять, что другие разработчики — возможно, вы, — будут рады вспомнить, как выводить информацию без использования библиотек.
Кроме того, это забавно, полезно и помогает понять ценность современных библиотек и фреймворков, которые делают за нас так много работы.
Давайте рассмотрим разные способы вывода информации. И держите под рукой эту документацию!
Образец приложения
Вот приложение, которое я продемонстрировал в своей статье. Оно извлекает список персонажей и выводит их при нажатии на кнопку. Также приложение отображает индикатор выполнения при извлечении списка.
Инструменты
Важно выбрать правильные инструменты. В этом упражнении нам нужно отобразить в браузере информацию с помощью конкретных инструментов, доступных всем нам. Никаких фреймворков. Никаких библиотек. Никаких проблем.
Мы будем использовать только HTML, TypeScript/JavaScript, CSS и браузерную DOM (объектную модель документа). Давайте посмотрим, как можно отобразить HTML.
Здесь вы можете почитать о том, как писать на TypeScript с помощью VS Code.
Как вы могли заметить, я использую TypeScript. Особенности его набора прекрасно помогают избегать багов, и я пользуюсь его возможностью транспилирования в любой формат JavaScript. Если хотите, можете использовать чистый JavaScript. В будущем я напишу статью о том, как транспилировать TypeScript.
Подход
Наше приложение отображает индикатор выполнения и список персонажей. Начнём с самого простого — индикатора, — и рассмотрим разные способы его отображения. Затем перейдём к списку и разберёмся, как меняется ситуация, если нужно выводить больше информации.
Отображение индикатора выполнения
Индикатор должен отображаться, пока приложение решает, какие персонажи должны попасть в список. То есть сначала индикатор невидим, затем пользователь нажимает кнопку обновления, индикатор появляется, и снова исчезает после отображения списка.
Все нижеописанные методики требуют размещения элементов по мере их создания. Например, индикатор и список персонажей где-то должны располагаться. Одним из решений является ссылка на существующий элемент, уже содержащий их. Или можно ссылаться на элемент и заменять его новыми данными.
Отображение индикатора с помощью внутреннего HTML
Создать HTML и поместить его внутрь другого элемента — это самое старое решение, но оно работает! Выбираете элемент, в котором появится индикатор, а затем задаёте для новых данных свойство innerHtml . Обратите внимание, что мы также пытаемся сделать код удобочитаемым с помощью шаблонных строк, позволяющих охватывать несколько строк.
const heroPlaceholder = document.querySelector('.hero-list'); heroPlaceholder.innerHTML = ` `;
Просто. Легко. Почему так нельзя сказать про любой код? Ну посмотрите, как быстро этот фрагмент решает проблему!
Вероятно, вы уже заметили, насколько уязвим этот код. Одна ошибка в HTML — и всё! У нас проблема. И действительно ли он удобочитаем? Да, это так, но что будет, когда HTML станет слишком сложным? Когда у вас 20 строк кода с классами, атрибутами и значениями… ну, вы поняли. Да, решение не идеальное. Но при небольшом количестве HTML вполне работает, и я рекомендую присмотреться к нему любителям всё писать в одну строку.
Также обратите внимание, как встроенный контент может влиять на удобочитаемость и стабильность кода. Например, если вам нужно добавить информацию внутрь индикатора для изменяющегося сообщения о загрузке, то можно сделать это с помощью замены, например, $ . Это не хорошо и не плохо, просто добавляет удобство при создании больших шаблонных строк.
И последнее: innerHTML может влиять на скорость отображения. Я не увлекаюсь избыточной оптимизацией, но лучше проверяйте производительность, потому что innerHTML может быть причиной возникновения циклов отрисовки и вывода макетов в браузере. Имейте в виду.
Индикатор выполнения с помощью DOM API
Уменьшить громоздкость длинных строк можно с помощью DOM API. Создаём элемент, добавляем необходимые классы и атрибуты, задаём значения, а потом добавляем его в DOM.
const heroPlaceholder = document.querySelector('.hero-list'); const progressEl = document.createElement('progress'); progressEl.classList.add('hero-list', 'progress', 'is-medium', 'is-info'); const maxAttr = document.createAttribute('max'); maxAttr.value = '100'; progressEl.setAttributeNode(maxAttr); heroPlaceholder.replaceWith(progressEl);
Преимущество в том, что нужно писать больше кода и полагаться на API. То есть по сравнению с innerHTML при опечатках повышается вероятность, что система сообщит об ошибке, которая поможет найти причину проблемы и придумать решение.
А недостаток в том, что требуется шесть строк кода для вывода информации, которая выводится одной строкой с помощью innerHTML .
Код DOM API для отображения индикатора более читабелен, чем код с innerHTML ? Я бы поспорил. А не в том ли причина, что HTML-код индикатора очень короткий и простой? Возможно. Если бы было 20 строк, то innerHTML стал бы гораздо сложнее в чтении… впрочем, и код DOM API тоже.
Отрисовка индикатора с помощью шаблонов
Ещё один способ заключается в создании тега и использовании его для упрощения вывода информации.
Создадим и присвоим ему ID. Шаблон не будет отображён на HTML-странице, но позднее вы можете ссылаться на его содержимое и использовать его. Это очень полезно, вы можете писать HTML везде, где это целесообразно: на HTML-странице, с применением всех полезных возможностей HTML-редактора.
Затем код может взять шаблон с помощью метода document.importNode() из DOM API. По мере необходимости код может манипулировать содержимым шаблона. Теперь добавьте это содержимое в DOM, чтобы отобразить индикатор.
const heroPlaceholder = document.querySelector('.hero-list'); const template = document.getElementById('progress-template') as HTMLTemplateElement; const fetchingNode = document.importNode(template.content, true); heroPlaceholder.replaceWith(fetchingNode);
Шаблоны — хороший способ сборки HTML; мне он нравится, потому что позволяет писать HTML там, где это имеет смысл, и можно меньше делать с помощью кода на TypeScript/JavaScript.
Можно ли импортировать шаблоны из других файлов? Да, но с помощью других библиотек. Однако сейчас мы от них сознательно отказались. Импорт HTML обсуждается годами, но, как видно из материалов сайта «Can I Use», даже не все современные браузеры поддерживают эту возможность.
Отображение списка персонажей
Теперь поговорим о том, как можно отображать список персонажей с помощью тех же трёх методик. Отличие от отрисовки одиночного HTML-элемента и списка персонажей заключается в том, что теперь мы:
- отображаем несколько HTML-элементов;
- добавляем несколько классов;
- добавляем определённую последовательность из дочерних элементов;
- отображаем для каждого персонажа много одинаковой информации;
- динамически отображаем текст внутри элементов.
Отображение персонажей с помощью внутреннего HTML
При использовании innerHTML целесообразно начать с массива персонажей и итерировать его. Таким образом можно создавать по строке за раз. Строки будут отличаться только именами персонажей и описанием, которые можно вставлять с помощью шаблонных строк. Каждый персонаж в массиве создаёт тег li , который связывается со строчным массивом. Наконец, строчный массив преобразуется в чистый HTML, обёрнутый в ul и назначенный для innerHTML .
Это работает. И возможно, это более удобочитаемо. Что насчёт производительности? Трудно ли выявить (или вообще возможно?) опечатки при наборе кода? Судить вам. Но давайте не будем делать выводов, пока не разберёмся с другими методиками.
Отображение персонажей с помощью DOM API
function createListWithDOMAPI(heroes: Hero[]) < const ul = document.createElement('ul'); ul.classList.add('list', 'hero-list'); heroes.forEach(hero =>< const li = document.createElement('li'); const card = document.createElement('div'); card.classList.add('card'); li.appendChild(card); const cardContent = document.createElement('div'); cardContent.classList.add('card-content'); card.appendChild(cardContent); const content = document.createElement('div'); content.classList.add('content'); cardContent.appendChild(content); const name = document.createElement('div'); name.classList.add('name'); name.textContent = hero.name; cardContent.appendChild(name); const description = document.createElement('div'); description.classList.add('description'); description.textContent = hero.description; cardContent.appendChild(description); ul.appendChild(li); >); heroPlaceholder.replaceWith(ul); >
Отображение персонажей с помощью шаблонов
Список персонажей можно отобразить с помощью шаблонов. Для этого применяется та же методика, что и для отображения элемента . Сначала на HTML-странице создаём шаблон. Этот HTML-код будет чуть сложнее, чем в случае с . Но это не проблема. Это просто HTML внутри HTML-страницы, так что мы можем легко исправлять ошибки и форматирование с помощью прекрасного редактора VS Code.
Теперь можете написать код для создания списка персонажей. Сначала создаём ul для обёртывания строк с персонажами li . Теперь можно проходить по массиву и с помощью того же метода document.importNode() применять один и тот же шаблон для каждого персонажа. Обратите внимание, что шаблон можно многократно использовать для создания каждой строки. Он превращается в чертёж-исходник, по которому создаётся необходимое количество строк.
Список персонажей должен содержать имена и описания. То есть нужно будет заменять конкретные значения внутри шаблона. Для этого целесообразно каким-то образом определять и ссылаться на места, куда вы будете вставлять эти значения. В нашем примере для получения ссылки на каждого персонажа используется метод querySelector(‘your-selector’) , после чего задаётся имя и описание.
function createListWithTemplate(heroes: Hero[]) < const ul = document.createElement('ul'); ul.classList.add('list', 'hero-list'); const template = document.getElementById('hero-template') as HTMLTemplateElement; heroes.forEach((hero: Hero) =>< const heroCard = document.importNode(template.content, true); heroCard.querySelector('.description').textContent = hero.description; heroCard.querySelector('.name').textContent = hero.name; ul.appendChild(heroCard); >); heroPlaceholder.replaceWith(ul); >
Этот шаблон проще других методик? Я считаю, что относительно проще. С моей точки зрения, код построен по шаблону, который упрощает воспроизведение и читабельность, а также лучше защищает от ошибок.
Итоги
Я не упомянул о том, как отображают информацию популярные фреймворки и библиотеки. Vue, React, Angular и Svelte существенно облегчают задачу и требуют писать меньше кода. Также у них есть и другие преимущества. В этой статье мы рассмотрели лишь относительно простые методики вывода информации с помощью DOM и чистого HTML, а также TypeScript/JavaScript.
К чему мы пришли?
Надеюсь, вы теперь представляете, как выводить информацию без использования библиотек. Есть ли другие способы? Конечно. Можно написать функции, которые упростят код и позволят использовать его многократно? Конечно. Но однажды вам захочется поэкспериментировать с одним из таких прекрасных инструментов, как Vue, React, Angular или Svelte.
Эти фреймворки делают за нас много работы. Вы можете помнить, как выводить информацию с помощью чистого DOM-кода с JavaScript или jQuery. Или как делать это с помощью инструментов вроде handlebars или mustache. А может быть, вы никогда не выводили информацию в DOM без помощи фреймворка. Можете сами представить, какие процессы протекают под капотом современных библиотек и фреймворков, когда они выводят для вас информацию на экран.
Полезно знать, что можно сделать с помощью чистого HTML, TypeScript/JavaScript и CSS, даже если вы используете фреймворк, который избавляет вас от всего этого.
Вне зависимости от вашего опыта, я надеюсь, что вам был полезен этот краткий экскурс в некоторые методики отображения информации.
Vanilla JavaScript [2021] — создаем клон Paint в браузере
Vanilla JavaScript [2021] — создаем клон Paint в браузере. В этом курсе мы продолжим изучение основ JavaScript и создадим на практике клон Paint в окне браузера.
О курсе
Vanilla JavaScript [2021] — создаем клон Paint в браузере. В этом курсе мы продолжим изучение основ JavaScript и создадим на практике клон Paint в окне браузера. Если вы начинающий веб-разработчик, то вы находитесь в нужном месте! JavaScript — это основной язык, который используется для веб-разработки. Но применение JavaScript не ограничивается только фронтендом, на нем также можно создавать бэкенд сайтов (Node.JS), мобильные приложения (React Native), даже десктопные приложения, и все это с использованием одного лишь JavaScript! Что такое Vanilla JS? Это термин для обозначения «чистого» JavaScript без использования каких-либо библиотек и фреймворков. К сожалению, сейчас на рынке очень много узких специалистов — по React, по Angular, по Vue.js и т.д., но очень мало специалистов по чистому JavaScript. Правда в том, что один раз выучив Vanilla JS вы потом сможете легко применять полученные знания при работе в любом другом фреймворке, который основан на javascript. Таким образом, вы получите конкурентное преимущество при трудоустройстве, ведь вы будете знать язык, а не какой-то отдельный фреймворк или библиотеку!
Количество занятий: 14
Длительность занятий в минутах: 98
Сертификат об окончании:
Автор курса: Антон Голошниченко
Что выбрать: jQuery, Vue.js, Vanilla js
Что выбрать, плюсы и минусы: jQuery, Vue.js, Vanilla js
jQuery
jQuery является одним из самых распространенных JavaScript-фреймворков. Он облегчает работу с DOM, добавляет анимации и улучшает интерактивность сайта. Его простота в использовании, кросс-браузерная поддержка и бо́льшое количество плагинов и расширений делают его неотъемлемой частью веб-разработки.
Плюсы:
jQuery имеет простой и понятный синтаксис, что делает его легким в использовании.
Он имеет обширную базу учебных ресурсов, благодаря чему новички в веб-разработке могут быстро начать использовать его.
jQuery обеспечивает кросс-браузерную совместимость, что делает его ценным инструментом для разработки веб-сайтов.
Минусы:
jQuery загружает дополнительные скрипты, что может снижать производительность, особенно на мобильных устройствах.
jQuery может быть сложным в поддержке и развитии. Vue.js
Vue.js является относительно новым фреймворком, который быстро набирает популярность благодаря своей простоте, масштабируемости и эффективности. Он быстро развивается и предлагает много новых функций, которые делают его все более популярным в веб-разработке.
Плюсы:
Vue.js обеспечивает двустороннее связывание данных, что делает его особенно полезным при создании интерактивных приложений.
Он предоставляет чистую архитектуру, что делает его легким для поддержки и развития.
Vue.js имеет всю мощь фреймворков, таких как Angular и React, но он более прост в использовании.
Минусы:
Vue.js является более новым фреймворком, что может быть недостатком для разработчиков, которые привыкли к более традиционным фреймворкам.
Его меньшее количество пользовательских плагинов и расширений может означать, что потенциально полезные функции могут отсутствовать или быть более сложными для создания.
Vanilla js
Это основной язык JavaScript, без каких-либо библиотек или фреймворков. Разработчики часто выбирают Vanilla.js, когда им нужен более производительный и масштабируемый JavaScript.
Плюсы:
Vanilla.js обычно является самым производительным и быстрым в использовании, так как он не требует загрузки никаких дополнительных библиотек или фреймворков.
Его использование может сократить временные затраты на разработку, а также позволить создавать более кастомизируемые приложения.
Vanilla.js может обучить основам языка программирования JavaScript.
Минусы:
Vanilla.js может быть труднее для начинающих в программировании, так как он не обладает готовыми синтаксическими сокращениями или абстракциями для упрощения основных задач.
Работа с Vanilla.js может быть более трудоемкой при создании более сложных приложений.
Итак, какой фреймворк лучше: jQuery, Vue.js или Vanilla.js? Выбор определяется многими факторами, такими как тип проекта, опыт разработчиков и требования к производительности. Для начинающего в веб-разработке человека jQuery может быть хорошим выбором благодаря его простому синтаксису и доступности учебных ресурсов. В то же время для более сложных приложений лучшим выбором может быть Vue.js или Vanilla.js благодаря их возможностям и более чистой архитектуре. Таким образом, необходимо определить, какие потребности вам нужно удовлетворить, чтобы выбрать наиболее подходящий фреймворк для вашего проекта.
Статьи с тегом #vanilla-js
Под подразумевается чистый код, не использующий для работы сторонние фреймворки или библиотеки, например, JQuery. В англоязычной среде его принято называть «vanilla (pure) js».
Не секрет, что для выполнения несложных задач вовсе не обязательно подключать огромные сторонние скрипты в ущерб скорости загрузки документа. Кроме того, постепенно, с развитием ECMAScript и «уходом в небытие» старых браузеров, для которых, тем не менее, существуют различные полифиллы, реализовать определенные функции и придать элементам на странице необходимую интерактивность порой становится значительно проще и даже быстрее именно на чистом JS, что можно наблюдать на многих популярных интернет-ресурсах. Однако при выборе того или иного подхода всегда следует руководствоваться принципом целесообразности.
Событие swipe (CustomEvent)
26 августа 2018
Swipe является привычным для пользователей жестом и универсальным для разработчиков решением по обеспечению различных взаимодействий с интерфейсами. Для этого создано немало библиотек наподобие Hammer.JS или ZingTouch, позволяющих использовать свайпы не только на устройствах с сенсорным экраном, но и на обычных компьютерах при помощи мыши. Однако свайп, совмещающий разные методы ввода, может быть без труда реализован и без сторонних скриптов: речь пойдет о добавлении к элементам и дальнейшем прослушивании кастомного события swipe на чистом JavaScript.
Оптимизация сайта под AdBlock
9 июля 2018
Сегодня AdBlock является главной проблемой индустрии интернет-рекламы. Число пользователей, блокирующих рекламный контент, постепенно растёт, а прибыль владельцев сайтов снижается. Многочисленные подписки позволяют обладателям расширений значительно увеличить список нежелательных элементов, добавив к нему не только рекламу, но и, например, установленные на странице социальные виджеты или скрипты сбора статистики, что серьезно повышает приватность просмотра и осложняет вовлечение посетителей в процесс интеграции сайта с социальными сетями. Рано или поздно разработчики сталкиваются с вопросом: как проверить наличие AdBlock и минимизировать наносимый им «ущерб»?
Всплывающие уведомления (CSS3 & JS)
24 января 2018
Существует множество способов оперативно уведомить пользователя и сфокусировать его внимание на важном контенте, начиная от обычных алертов в JavaScript и заканчивая модальными окнами. Вниманию читателя представляются простые, удобные и красивые всплывающие уведомления на CSS3 и JS (именуемые в англоязычной среде «CSS alerts»), которые фиксируются в верхней части экрана и могут быть использованы для отображения различных состояний — ошибки, успешного действия, информации или предупреждения. Алерты полностью адаптивны и работают во всех современных браузерах.
Lazy-load: ленивая загрузка
15 января 2018
Асинхронная загрузка изображений и фреймов позволяет существенно увеличить скорость отображения веб-страницы и сэкономить трафик пользователей, показывая те или иные элементы лишь при наступлении определенных разработчиком событий. Так называемый lazy-load пользуется популярностью на сайтах, где преобладает большой по весу медиа-контент, состоящий, например, из множества картинок. Несмотря на кажущуюся сложность, реализовать собственный скрипт «ленивой» загрузки элементов средствами «vanilla» JS достаточно просто.
Эмуляция текстового поля input
1 июля 2017
Современный front end порой требует решения ряда нетривиальных задач, подходы к которым редко освещаются в тематических ресурсах. В частности, одна из таких дилемм, с которой можно столкнуться в процессе разработки, например, веб-чата, — это создание однострочного поля ввода (input) с возможностью вставки смайлов emoji.