АвтоВАЗ прекратил выпуск семейства Samara
Но в модельном ряду завода осталась еще одна старая модель
Автомобиль, выпускавшийся с небольшими изменениями 29 лет, заменят седаны и хетчбэки Lada Granta. Продажи Samara начали падать сразу после завершения программы льготного автокредитования в 2012 году, в минувшем ноябре снижение составляло 66%. Теперь самой старой моделью в линейке АвтоВАЗа стала Priora, продажи которой тоже падают более чем на 50%.
АвтоВАЗ прекратил сегодня производство модели Lada Samara, сообщил автозавод. Заменить Samara должна модель Lada Granta, которая со следующего года также будет выпускаться в кузове хетчбэк. Освободившиеся мощности АвтоВАЗа будут модернизированы для производства новых моделей на платформе альянса Renault-Nissan.
Почему для Kalina и Granta 2013 год закончен
Продажи Samara падали с января 2012 года, когда закончилась программа льготного кредитования. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за прошлый год они сократились на 45%, до 67,9 тыс. машин, за 11 месяцев 2013 года — еще на 40%, до 37,6 тыс. В ноябре АвтоВАЗ продал 2,5 тыс. Lada Samara, на 66% меньше, чем в ноябре 2012 года.
АвтоВАЗ начал производство Samara в 1984 году. Несмотря на участие инженеров из Porsche и Fiat, Lada Samara стала первой собственной моделью АвтоВАЗа, которая, кроме того, была переднеприводной (предыдущие модели классического семейства — ВАЗ-2101, ВАЗ-2107 — построены на заднеприводной платформе Fiat 124). Автомобиль мог быть трехдверным (ВАЗ-2108) или пятидверным хетчбэком (ВАЗ-2109) или седаном (ВАЗ-21099). Название Samara изначально носили только экспортные модели, машины для внутреннего рынка до 1997 года назывались «Лада Спутник». В 1997–2004 годах АвтоВАЗ запустил второе поколение Samara (ВАЗ-2113, ВАЗ-2114, ВАЗ-2115).
Кроме тольяттинского автозавода Samara из машинокомплектов собирали на предприятии «РосЛада» в Сызрани, на украинских Запорожском автомобильном и Херсонском автосборочном заводах, а также на заводе в финском городе Уусикаупунки. По данным АвтоВАЗа, за 29 лет всего было выпущено 5,2 млн автомобилей семейства Samara.
Французский гамбит
С 2010 года АвтоВАЗ начал постепенно сворачивать производство старых моделей, которые уже не соответствовали мировым стандартам экологии и безопасности. В декабре 2010 был завершен выпуск ВАЗ-2105, но дальнейшее обновление модельной линейки было заморожено из-за программ утилизации и льготного кредитования (завершены в июне 2011 и январе 2012 года), которые обеспечивали высокий спрос на классику. В апреле 2012 года было прекращено производство седана ВАЗ-2107, в сентябре — универсала ВАЗ-2104. В декабре 2012 года АвтоВАЗ прекратил выпуск седанов ВАЗ-2115, в июне 2013 года — трехдверных хетчбэков ВАЗ-2113.
Самой старой моделью в линейке тольяттинского завода теперь стала Lada Priora, которая появилось в 2007 году и представляет собой слегка измененное семейство ВАЗ-2110. По данным АЕБ, за 11 месяцев этого года продажи упали на 55%, до 52,3 тыс. шт. Priora выпускалась на том же конвейере, что и Samara, но теперь ее производство будет перенесено на подконтрольный АвтоВАЗу удмуртский завод «ИжАвто».
Какие модели перестал выпускать АвтоВАЗ с 2012 года
Подконтрольный АвтоВАЗу удмуртский завод «Ижавто» в сентябре 2012 года выпустил последнюю «классическую» модель Lada 2104. Завод собирал универсал из машинокомплектов АвтоВАЗа. Кроме того, завод прекратил сборку и собственной модели Иж-27175, фургона на базе Lada 2104. «После завершения производства Lada 2104 и Иж-27175 Ижевский автозавод будет выполнять все обязательства по гарантийному обслуживанию данных автомобилей и безвозмездному для потребителей устранению выявленных дефектов в течение 36 месяцев»,— говорится в пресс-релизе «Ижавто». Кроме того, предприятие продолжит выпуск запчастей для этих автомобилей. Читайте подробнее
- Роман Кондратьев подписаться отписаться
- Автомобильный рынок подписаться отписаться
- Деятельность «АвтоВАЗа» подписаться отписаться
ВАЗ-2107 снят с производства
Игорь Владимирский
Фото: компания АвтоВАЗ
17 апреля с конвейера завода ИжАвто сошел последний седан ВАЗ-2107. Эта модель прожила 30 лет и один месяц — серийный выпуск начался в марте 1982 года. Ровно столько же длилось производство седанов ВАЗ-2106 (1976—2006 гг.), но если «шестерок» выпустили 4,3 млн штук, то ВАЗ-2107 разошелся тиражом 3,1 млн экземпляров. Кстати, более простых «пятерок», производство которых было прекращено в декабре 2010 года, выпустили чуть более двух миллионов: в постсоветский период покупатели предпочитали доплачивать за более престижные Жигули, и продажи «семерок» в четыре—пять раз превышали показатели «пятерки».
ВАЗ-2107 был «люксовой» модификацией «пятерки» — у него были другие передние сиденья, передняя панель, решетка радиатора, капот, крышка багажника и задние фонари. На этой модели впервые в СССР появилась единая комбинация приборов под общим «стеклом», а для ВАЗа в новинку стали пластиковые бамперы, которые поначалу приходилось заказывать в Италии и Югославии — отечественная промышленность выпуск ударостойкого пластика тогда еще не освоила. За три десятилетия «семерка» почти не изменилась — разве что появились пятиступенчатая коробка передач, в начале девяностых к мотору 1.5 приспособили центральный впрыск топлива, а с 2008 года в строю модификация ВАЗ-21074-20 с двигателем 1.6, оснащенным распределенным впрыском.
С самого начала «семерки» активно экспортировали в Европу, а в восьмидесятых машины даже поставляли в Канаду — под названием Lada Signet GL и с более прочными «пятерочными» бамперами
Выпуском ВАЗ-2107 занимался не только АвтоВАЗ. Еще в 2001 году крупноузловую сборку «семерок» начали на украинском ЛуАЗе, к которому после подключились КрАСЗ, ЗАЗ и херсонский завод Анто-Рус. В 2002 году производство освоили в Египте, а в 2008 году — в чеченском Аргуне. С апреля прошлого года выпуск «семерок» со сваркой и окраской кузовов начали на заводе ИжАвто, а в августе «классика» окончательно покинула вазовский конвейер, хотя машинокомплекты для ижевского предприятия по-прежнему делали в Тольятти.
Сегодня ВАЗ-2107 — самый дешевый автомобиль на российском рынке: АвтоВАЗ рекомендует продавать его за 206900 рублей. Но с завершением государственной программы утилизации интерес покупателей к «классике» стал падать, а роковым для «семерки» стало появление Гранты — гораздо более современной и безопасной, но с ценой от 239 тысяч рублей. В итоге продажи заднеприводных Жигулей в первом квартале этого года снизились на 71%, до 10082 машин. Для сравнения, за те же три месяца продано 16876 седанов Лада Гранта. Поэтому АвтоВАЗ, которому с недавних пор принадлежит ИжАвто, решил прекратить производство модели. В Ижевске за год успели собрать 42,5 тысячи «семерок».
В таком виде «семерка» уходит на пенсию: без счетчика суточного пробега и накладок на порогах, с упрощенной отделкой салона, пластмассовыми дверными ручками и более простой крышкой багажника от «пятерки»
Таким образом, из некогда обширного семейства Жигулей в строю остался только универсал ВАЗ-21041, который выпускается на ИжАвто из вазовских машинокомплектов. Но и «четверке» жить осталось недолго — ее выпуск будет прекращен в конце этого года вместе с производством «каблучков» Иж-27175. А уже в августе в Ижевске планируют начать производство Гранты.
Почему АвтоВАЗ не возобновит выпуск «классики»
Поклонникам классических заднеприводных автомобилей Lada не следует надеяться на то, что выпуск таких моделей когда-либо возобновится на АвтоВАЗе.
Как пояснил представитель пресс-центра волжского автогиганта Стас Березий, компания не планирует возобновлять выпуск «классики» (моделей ВАЗ 2101, ВАЗ 2105, ВАЗ 2106, ВАЗ 2107) ни в оригинальном, ни в модернизированном виде ввиду экономических причин.
Как выразился Стас Березий, пришлось бы «вбухать кучу денег без надежды на окупаемость. Время недорогих машин классической компоновки ушло. Ни под какие подушки безопасности машину не переделаешь».
Комментарий представителя АвтоВАЗа последовал в рамках видеопрограммы. В ходе своего выступления Стас Березий отвечает на письма читателей в лаконичной и подчас неформальной форме. В том числе он объясняет, почему АвтоВАЗа не создает и вряд ли создаст «заряженный» спорткар, который мог бы конкурировать с японскими спортивными купе и родстерами.
«Кому хочется разоряться на выпуске совершенно нехарактерного товара. Никакого штучного выпуска автомобилей на АвтоВАЗе», — комментирует Стас Березий.
Подытоживая, он предлагает фанатам марки обращаться на АвтоВАЗ с более конструктивными предложениями и с конструктивной критикой.
Березий привел в пример публикации в Сети расчетных листов заводских работников АвтоВАЗа с зарплатой примерно на уровне кассира в супермаркете.
«Потом, правда, к некоторым приходит осознание — погодите, так тут не полностью отработанный фонд рабочего времени. Да и такое есть. Потому что на 36 тысяч сотрудников завода найдутся разные зарплаты», — замечает представитель пресс-центра АвтоВАЗа.
ВАЗ-2101 «Жигули» стукнуло полвека
В минувшее воскресенье 19 апреля 2020 года исполнилось 50 лет с начала выпуска первых автомобилей марки ВАЗ (ныне LADA – авт.).
В этот день в 1970 году с конвейера Волжского автозавода сошли первые шесть седанов модели ВАЗ-2101 «Жигули», включая два с кузовами синего цвета и еще четыре – вишневого, что должно было символизировать цвета флага республики РСФСР.
С тех пор на Волжском автозаводе (ВАЗ) в Тольятти было запущено в производство свыше 50 серийных моделей.
ВАЗ-2101 «Жигули» стал самым популярным российским (и советским) легковым автомобилем ХХ века
Продажи «Жигулей» населению начались с августа того же 1970 года.
Именно седан ВАЗ-2101 стал основой самого многочисленного семейства легковых машин в истории предприятия, и, более того, – в истории российской автомобильной промышленности. С 1970 по 1988 год было выпущено около 4,8 млн «классики», начиная с ВАЗ-2101 (2,08 млн ед. за 1970-1982 гг.), с его модификациями ВАЗ-21011 (1974–1981 гг.) и ВАЗ-21013 (1979–1988 гг.).
Помимо ВАЗ-2101, самыми массовыми стали такие модели поколения «классики» как ВАЗ(LADA) 2106 (4,3 млн ед. за 1975¬–200), ВАЗ(LADA) 2107 (2,8 млн шт.), LADA 4×4 (2,5 млн шт.).
Поздравление Президента Путина
Российский лидер Владимир Путин поздравил коллектив и ветеранов компании «АВТОВАЗ» с 50-летним юбилеем со дня производства дебютной модели автомобиля – ВАЗ-2101. Телеграмма с поздравлением президента РФ была опубликована на веб-портале Кремля.
В телеграмме говорится: «Поздравляю вас с большим, праздничным событием – 50 лет назад, 19 апреля 1970-го Волжский автозавод выпустил дебютную машину культового бренда ВАЗ-2101. С удовлетворением подчеркну, что текущий коллектив компании «АвтоВАЗ» хранит прекрасные традиции собственных предшественников, занимается активным внедрением в практику инновационных технологий и новаторских решений», – отмечается в телеграмме.
Пожелав коллективу «новых достижений и всего наилучшего», особые слова благодарности Президент РФ направил ветеранам автопредприятия. По его словам, завод непрерывно улучшает качество и увеличивает конкурентоспособность собственного продукта, одновременно осваивая производство самых современных, надежных и экологичных моделей автомобилей.
«Российский автомобиль XX века»
По многочисленным опросам (в частности журнала «За рулем», в ходе которого за первую модель ВАЗа проголосовал каждый четвертый участник опроса, при том, что всего в нем приняло участие более 80 тысяч человек) именно ВАЗ-2101 «Жигули» признан «Российским автомобилем XX века», что неудивительно, ведь именно благодаря тольяттинской малолитражке миллионы советских граждан получили возможность обзавестись личным транспортом, а миллионы же советских семей получили возможность ездить на свои дачные участки (неудивительно, что массовое дачное строительство совпало с появлением же массовых «Жигулей») путешествовать по великим просторам своей страны.
Хотя, например, автотуризм за пределы СССР для его граждан еще долгие годы оставался, если не под запретом, то был предельно затруднен, и начался фактически только в Перестройку.
Ты помнишь как все начиналось…
Первая модель ВАЗа базировалась на конструкции итальянского малолитражного седана FIAT-124, который получил почетное звание «Автомобиль 1966/67 года» в Европе.
Итальянский FIAT-124 (Европейский автомобиль 1966/67 года) – низкий 13-сантиметровый клиренс, неработоспособные в наших условиях задняя подвеска и задние дисковые тормоза, устаревший нижневальный двигатель, отсутствие отверстия для «кривого стартера», слабый в ряде мест кузов, но переживший всех и вся уникальный дизайн укузова – таким был прототип, после кардинальной модернизации ставший нашим легендарным ВАЗ-2101
Тем не менее, для производства и продаж в Советском Союзе зарубежный прототип прошел серию испытаний на дорогах, бездорожье и специальных участках брусчатки. По итогам тестов в конструкцию лицензионной модели автомобиля было внесено свыше 800 конструктивных изменений – значительная часть из них была направлена на повышение надежности и приспособленности к условиям эксплуатации именно в СССР с его тогда еще недостаточно развитой сетью современных автодорог.
Для отечественных «направлений» ходовую часть ВАЗ-2101 сильно доработали (сейчас бы такую версию назвали кроссоверной)
В частности, была переработана подвеска: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Если исходный FIAT-124 располагал дорожным просветом менее 130 мм, то после модернизации итальянского шасси дорожный просвет спереди был увеличен до вполне приемлемых 175 мм. Была увеличена толщина металла всех основных несущих элементов кузова, плюс вместо одной центральной проушины (т.е. двух) под домкрат появились по две с каждой стороны (т.е. всего четыре), что обеспечило гораздо более надежное вывешивание автомобиля, а также предопределило отличную выносливость и долговечность кузова первых «Жигулей». И хотя, в результате доработок автомобиль стал тяжелее на 90 кг, но это было компенсировано увеличенной мощностью мотора.
В исходную конструкцию FIAT-124 итальянским производителем по советским требованиям было внесено свыше 800 конструктивных изменений, превративших его в славившийся выносливостью и прочностью ВАЗ-2101 (FIAT-124R)
Так, ВАЗ-2101 получил совершенно новый двигатель с верхним расположением распределительного вала и увеличенным межцентровым расстоянием цилиндров, что в будущем позволило дорабатывать мотор и повышать его объем (модели моторов рабочим объемом 1,3 л (ВАЗ-21011) и 1,6 л (ВАЗ-2106) были получены путем удаления оказавшихся ненужными стальных гильз цилиндров – авт.). В сцеплении был увеличен наружный диаметр фрикционных накладок – со 182 мм до 200 мм. В коробке передач появились синхронизаторы, разработанные для более скоростных спортивных моделей FIAT.
Седан LADA 1200 в Европе и на других континентах ценили за выдающееся в своем классе сочетание выносливости, качественных отделочных материалов салона, дешевизны и. наличие пусковой рукоятки
Особенностью FIAT-124R (доработанного под «русский» заказ прототипа ВАЗ-2101 – авт.) стало наличие отверстия под внешнюю пусковую рукоятку – в бампере, кузове и радиаторе (что на европейских моделях тогда уже было редкостью, но было с восторгом воспринято европейскими консервативными потребителями – авт.). Вместо сигнальной лампы перегрева двигателя, применявшейся итальянцами, в комбинации приборов ВАЗ 2101 появился полноценный указатель температуры охлаждающей жидкости.
Интерьер ВАЗ-2101 в основном сохранил дизайн FIAT-124
Часть изменений FIAT-124 на пути к ВАЗ-2101 хорошо заметна внешне, в чем могут убедиться, например, посетители корпоративного музея АВТОВАЗа, где экспонируется редкая для России модель FIAT-124, предоставленная музею из частной коллекции. Его можно непосредственно сравнить с первым проданным в розницу автомобилем ВАЗ-2101 «Жигули», который поступил в корпоративный музей после 19 лет эксплуатации в совершенно аутентичном состоянии.
За рубежом ВАЗ-2101 особо ценили за качественную отделку салона (например, для набивки сидений в СССР импортировались пальмовое волокно и качественный кожзаменитель)
Время показало, насколько верными были конструктивные решения, заложенные в ВАЗ-2101. Автомобиль оказался достаточно прочным, надежным и комфортным – высокую оценку он получил как у отечественных потребителей, так и на зарубежных рынках, куда начал поставляться уже в 1971 году. Первые партии автомобилей LADA 1200 были экспортированы в СФРЮ (Югославию), Бельгию, Голландию и Финляндию.
ВАЗ-2101 (на экспорт LADA 1200) прекрасно был встречен как в СССР, так и на внешних рынках
В 1971 году был произведен 100-тысячный автомобиль, а за весь этот первый полный год производства экспортировано более 57 тысяч автомобилей ВАЗ / LADA, что в то время составило более трети всего годового экспорта легковых автомобилей из СССР. В декабре 1973 года был произведен 1-миллионный автомобиль ВАЗ, что полностью окупило все затраты государства на строительство Волжского автозавода.
В ГАИ служила спецверсия ВАЗ-21016 с 1,5-литровым форсированым мотором ВАЗ-2103 (на фото рестомод с передком от ВАЗ-21011)
И сегодня еще в России на учете в ГИБДД стоят несколько сотен тысяч седанов ВАЗ-2101 «Жигули» и его модификаций ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013. Заслуженные автомобили и сегодня зачастую трудятся по своему прямому транспортному назначению, хотя и все чаще становятся предметом реставрации и коллекционирования.
История побед в автоспорте
В 1970 году вместе с выпуском первых же автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули» на ВАЗе было принято решение о создании спортивного подразделения.
VAZ-2101 Rally неплохо показал себя на трассах европейских ралли
С первых же лет выпуска ВАЗ-2101 стал побеждать во всевозможных автомобильных гонках, открыв новую страницу истории автоспорта в СССР. В 1971-м, впервые приняв участие в ралли «Тур Европы», проходившем на территории 14 стран, команда на ВАЗ-2101 выиграла «Серебряный кубок», а спустя два года сразу два – и «Золотой», и «Серебряный». Параллельно заводская команда завоевывала главные награды состязаний, проводившихся внутри Советского Союза и в рамках СЭВ (соцлагеря). Гонщики на ВАЗ-2101 соревновались как с отечественными автомобилями других марок, так и в моноклассе, созданном специально под «Жигули». Спортсмены на ВАЗ-2101 участвовали и в международных ралли, и в советских кольцевых гонках и автокроссе до середины 80-х годов.
Кстати, история спортивных побед бренда LADA продолжается: на специально подготовленных автомобилях Granta и Vesta заводская команда выступает в российских ралли и кольцевых гонках. Только в 2019 году пилоты LADA Sport ROSNEFT более 100 раз поднимались на победные подиумы.
Новая LADA: наследник традиций
С появлением ВАЗ-2101 были сформированы базовые правила создания отечественных легковых автомобилей, которые реализуются и для современных моделей LADA. К ним относятся оригинальный и достаточно яркий (но практичный – авт.) дизайн, надежность и лучшее соотношение по качеству и оснащению в своем ценовом классе. Именно ВАЗ-2101 «Жигули» стал не только самым массовым, но и по-настоящему передовым (для советской автоиндустрии – авт.) автомобилем для своей эпохи, а современные модели LADA продолжают развитие данной традиционной философии.
Марка LADA была и остается самым массовым автомобильным брендом в России. Ее рыночная доля составляет более 20%, а в целом в автопарке России именно модели ВАЗ/LADA занимают около 30%. Лидерами российского рынка ныне выступают серии моделей LADA Granta (прямой преемник ВАЗовской «классики» – авт.) и более престижная серия LADA Vesta.
Современный модельный ряд LADA (шоу-рум «ЛАДА Техинком» в Химках)
В данный момент модельный ряд LADA представлен 5 семействами: Vesta, XRAY, Granta, Largus и внедорожник 4х4 (модернизированный почти что ровесник «копейки» ВАЗ-2121 «Нива»). На сегодня продуктовая линейка LADA предоставляет своим покупателям широчайший выбор серийных моделей: более двух десятков модификаций – седанов, хэтчбеков, универсалов, кроссоверов, а так же ряд специальных версий, включая коммерческие ЦМФ, пикапы с открытым бортовым кузовом или закрытым типа фургон-бокс, инкассаторские броневики, болотоходы, а также созданные на их базе версии социальное такси, скорая помощь, кинологическая или спасательная служба и т.д.
Справка: сегодня АВТОВАЗ входит в состав компании Groupe Renault – одного из лидеров мирового автомобилестроения. Производственные технологии ВАЗа, системы контроля и оценки качества выпускаемой продукции соответствуют самым современным международным стандартам и непрерывно развиваются.
P.S. Личный взгляд на некоторые исторические факты в связи со славным 50-летним юбилеем автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули».
Во-первых, во времена СССР прозвища «копейка» по отношению к первой модели «Жигулей» еще не было! Так как название «Жигули» (только во множественном числе) оказалось не слишком удачным, в том числе и по отношению к русскому языку – называть единичный автомобиль во множественном числе противоречило логике, то в разговорной речи 1970-80-х прижилось несколько неграмотное, но вполне логичное прозвище «ноль первый жигуль». Называли первенца ВАЗа еще и просто уважительно «ноль первой», но чаще всего просто «Жигули», а название «классика» и тем более несколько пренебрежительное прозвище «копейка» появились уже в постсоветские времена, когда АВТОВАЗ начал массовый выпуск более современных переднеприводных моделей, а на новорожденном авторынке страны появились гораздо более престижные иномарки. Во времена же СССР отношение к ВАЗ-2101 «Жигули» было вполне уважительным (кстати, в пьесе Брагинского и Рязанова «Служебный роман» в качестве автомобиля Самохвалова первоначально фигурировал именно автомобиль «Жигули» и лишь при экранизации 1977 года модель заменили на максимально престижную 24-ю «Волгу»).
Первый еще предсерийный ВАЗ-2101
Во-вторых, первые полгода «Жигули» собирали в тестовом режиме с участием итальянских мастеров, а согласно народному мифу в первые два года еще и практически из импортных комплектующих (по утверждениям заводчан – итальянскими были комплектующие только первой тысячи машин), кстати, и в дальнейшем до распада СССР для серии «Жигули» материалы обивки (и целый ряд комплектующих) шли импортные и значительно более дорогие, чем были у конкурентов данного бюджетного класса. А так как на экспорт ВАЗ-2101 уже под ставшим в конце концов единственным брендом LADA (LADA 1200) шел по фактически демпинговым для зарубежных рынков ценам (кроме, впрочем , стран СЭВ, т.е. соцлагеря), то это и предопределило вполне завидную популярность крепкого и выносливого «русского Фиата» в странах Западной Европы и на рынках развивающихся стран мира (зачастую в качестве такси).
Советские сборщики осваивают конструкцию ВАЗ-2101
В-третьих, розничная цена за ВАЗ-2101 «Жигули» сначала была определена в 5150 советских рублей, что в 1970-м было близко к розничной цене автомобиля ГАЗ-21М «Волга» (5,6 тыс. руб.), и в начале вызвало у советских граждан почти что шок. Как?! Платить за малолитражку с официальным сроком службы всего в пять лет столько деньжищ – пять с лишним тысяч кровных рублей?! Это почти столько же, сколько стоила и неубиваемая и почти что вечная (в частных руках, конечно) старая добрая 21-я «Волга»!
Тогда для успокоения общественности даже в школьных учебниках экономической географии публиковали схему удешевления себестоимости производства «Жигулей» по годам (и как бы подразумевалось, что и розничной цены) по мере выхода предприятия ВАЗ на проектную мощность (тогда она обозначалась в 600 тысяч автомобилей в год на трех нитках конвейеров) до всего лишь 2500 рублей. Однако к цене «Жигулей» совграждане достаточно быстро привыкли (хотя она и вызвала дополнительный рост цен на «фрукты-овощи» и прочую снедь на базарах) и спокойно восприняли повышение цены до 5,5 тысяч. Потребительский спрос оказался столь высоким, в том числе и потому что до 40% автомобилей ВАЗ/LADA к концу 1970-х экспортировались за пределы СССР, что розничную цену на ВАЗ-2101 не только не пришлось снижать, но, напротив, в июле 1979 года ее подняли еще на добрую тысячу – до 6500 рублей, что к снижению спроса на «ноль первую» или по другому «единичку» так и не привело – столь высоким было реноме первой модели ВАЗа в народе.
В первое время русским товарищам помогали итальянские мастера
В-четвертых, многие советские автомобилисты в начале 1970-х еще откровенно побаивались связываться с «нежной иностранкой-итальянкой», требующей качественного высокооктанового бензина (АИ-93) и качественных, а значит и дефицитных смазочных масел, а также фирменного техобслуживания на СТО. Автосервиса как такового тогда за пределами столиц союзных республик (ну еще и крупнейших городов, вроде Ленинграда) нигде и в помине не имелось. Так, что даже ставшие уже тогда достаточно массовой (замечу официально белой, а не теневой как цеховики) прослойкой общества, загранработники предпочитали покупать в сети магазинов «Березка» (и т.п.) за сертификаты Внешэкономбанка либо «Волгу» ГАЗ-21М (5600 рублей в «сертификатах в синей полосой»), либо весьма популярный и качественный тогда еще «Москвич» АЗЛК-412 (4500 рублей с «синеполосых»). Но и те, кто выложил за первые «Жигули» свои кровные 5,5 тысяч деревянных рублей (примерно 7–8 среднегодовых тогдашних зарплат) отнюдь не пожалели о своем выборе – «ноль первые» прослужили по 30 и более лет, а некоторые ВАЗ-2101 ездят и до сих пор!
На экспорт специфическое название «Жигули» пришось заменить на привычное нашему уху имя LADA
В-пятых, именно первые «Жигули» позволили создать в стране систему фирменного автосервиса «АВТОВАЗспецсервис», которая кардинально изменила отношение к культуре техобслуживания легковых автомобилей в нашей стране и подготовила возможность массового распространения два десятилетия спустя иномарок.
В-шестых, в 1976-м было разорвано 10-летнее соглашение о сотрудничестве с итальянской компанией FIAT (по ее инициативе), так как парой лет ранее советские внешнеторговые организации не нашли ничего лучшего как начать экспорт LADA непосредственно в саму Италию. В результате, итальянцы перестали поставлять в СССР, например, такие ответственные в плане технологии комплектующие как распредвалы и карданные шарниры (помните фразу героя Табакова, сказанную героине Алентовой в меньшовской оскароносной мелодраме «Москва слезам не верит» – «У тебя кардан стучит. – Правда? А я надеялась, что обойдется». Качество изготовленных строго по итальянским чертежам, но из недостаточно качественного отечественного сырья распредвалы начинали выходить из строя буквально через 25-30 тыс. км. На рубеже 1970-80-х в СССР возник грандиозный дефицит данных запчастей (цена нового распредвала, например, доходила на черном рынке до баснословных 500 рублей – более чем двух среднемесячных зарплат!), который удалось решить только к середине 80-х (когда выпуск ВАЗ-2101, кстати, уже был завершен) путем доработки как конструкции самого распредвала (изменения профиля кулачков на менее критичный по условиям прочности металла), так и применением технологий упрочнения металла, переданных из ВПК. Зачем, я здесь об этом? Да, просто из песни слова не выкинешь, к сожалению, советским автомобилистам частенько бывало нелегко и с ГСМ и с запчастями, так что радость обладания и вождения их «Жигулями» частенько омрачали такие вот проблемы.
P.P.S. Впрочем, с наступлением постсоветских рыночных времен, на ВАЗе, как, впрочем, и в целом во всем отечественном автопроме, началось падением культуры производства, качества комплектующих и т.д. и т.п., но это уже совсем другая история.
И все же свой 50-летний юбилей встречает, вполне еще бодрый автоветеран, который мы еще годы и годы будем видеть на дорогах нашей страны (и уж конечно, в автомобильных музеях и на ретроралли)